• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Владимиру Шадрикову — 75

18 ноября ординарный профессор НИУ ВШЭ Владимир Шадриков отмечает свое 75-летие.

Свою профессиональную деятельность один из крупнейших в нашей стране специалистов в области педагогики, организации и психологии образования начинал сельским учителем. Причем отнюдь не в «тепличных» условиях — после окончания Ярославского пединститута Владимир Шадриков отправился по распределению в поселок Эвенск Магаданской области. Чуть позже он стал директором местной вечерней школы, а затем и инспектором роно.

Вернулся в родной вуз Владимир Дмитриевич для того, чтобы заняться наукой — поступил там в аспирантуру. А в 1970 году его позвали в Ярославский государственный университет, где он помог создать один из лучших в СССР (наряду с МГУ и Ленинградским университетом) психологических факультетов. В центре научных интересов профессора Шадрикова были теоретические и практические аспекты изучения, диагностики и развития способностей человека. Наверное, каждый российский школьник или студент хоть раз проходил профориентационные занятия — Шадриков предложил способы применения в них вычислительной техники.

И вновь Владимир Шадриков вернулся в Ярославский пединститут, теперь уже ректором. «У педагогического и университетского образования должны быть совпадающие части, но во многом они должны отличаться, поскольку решают разные задачи, — считает он. — Эксперимент, проведенный мной и моими коллегами в Ярославле, подтверждает: подготовка учителей на базе школьного образования обеспечивает его лучшее качество».

В 1985 году Шадрикова пригласили в правительство — в министерствах и госкомитетах, ответственных за развитие образование, он проработал 16 лет. Во многом благодаря ему в школах появился новый предмет «Информатика», впервые был проведен конкурс школьных учебников (учителя и ученики получили возможность выбирать, по каким изданиям им заниматься), были приняты новые образовательные стандарты и законы, регулирующие образовательную деятельность. Впрочем, некоторые интересные идеи остались невоплощенными — так, Владимир Дмитриевич был сторонником перехода на 12-летнее обучение в школах.

Оставив пост в правительстве, Владимир Дмитриевич сосредоточился на исследованиях и преподавании в университете. Под его научным руководством в Высшей школе экономики сформировался факультет психологии (ныне — департамент психологии факультета социальных наук) и Институт содержания образования.

«Неспособных людей нет, — убежден профессор Шадриков. — Учитель должен уметь мотивировать своего ученика, а для этого — верить в его творческие способности. Нестрашно, если что-то не получается. Неудача — это только повод поискать ее причины и прийти к успеху».

Поздравляем!