Шадриков Владимир Дмитриевич
- Научный руководитель:Факультет социальных наук / Департамент психологии / Научно-учебная лаборатория психологии способностей
- Профессор-исследователь:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Ординарный профессор (2005)
- Заслуженный профессор (2018)
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2001 году.
- Научно-педагогический стаж: 31 год.
Полномочия / обязанности
- Руководство деятельностью лаборатории психологии способностей
- Координация научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности департамента психологии
- Подготовка аналитических материалов по тематике исследований
Образование, учёные степени и учёные звания
- 1992Академик РАО
- 1990Действительный член РАО
- 1978Ученое звание: Профессор
- 1977Доктор психологических наук: Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: «Системный подход в психологии производственного обучения»
- 1972Ученое звание: Доцент
- 1968Кандидат педагогических наук: Ярославский государственный педагогический университет им. Н.Д. Ушинского, специальность 13.00.00 «Педагогические науки», тема диссертации: «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору»
- 1962
Специалитет: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, специальность «Математика и физика», квалификация «Преподаватель математики и физики и звание учителя средней школы»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2024)
- Медаль "Признание - 15 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2018)
- Почетный знак I степени Высшей школы экономики (февраль 2016)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
- Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (ноябрь 2012)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (март 2012)
- Нагрудный знак "Почетный работник науки и техники Российской Федерации" (ноябрь 2007)
- Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (август 2006)
- Орден Почета (апрель 2002)
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (октябрь 1999)
- Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (июнь 1996)
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2019 в номинации Вклад в развитие Школы
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2007-2009, 2006-2007, 2005-2006)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2012-2014)
Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2016-2017, 2015-2016, 2014-2015, 2011-2012, 2010-2011, 2009-2010)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Специальная дисциплина (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Психологический журнал».
С 2004 г.: член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».
С 2000 г.: член редсовета (председатель редакционного совета) журнала «Инновации в образовании».
С 1994 г.: член редсовета журнала «Вопросы психологии».
С 1994 г.: член редсовета журнала «Ярославский психологический вестник».
Публикации139
- Книга Шадриков В. Д., Гаврилова Л., Стюхина Г., Зотова Т., Клюева Н., Макарова К., Башкирова Е., Абрамова М. Диагностика и учет в образовательном процессе индивидуальных свойств обучающихся / Рук.: В. Д. Шадриков; под общ. ред.: К. В. Макарова, В. Д. Шадриков. М. : МПГУ, 2022. doi
- Статья Шадриков В. Д., Мазилов В. А. О психофизическом принципе (предмет психологии) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 15-24. doi
- Книга Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. М. : Институт психологии РАН, 2021. doi
- Статья Шадриков В. Д. О единстве познавательных процессов в структуре индивидуального сознания // Ярославский психологический вестник. 2021. № 2 (50). С. 6-11.
- Статья Кияткина А. Д., Шадриков В. Д. Понимание как преодоление неопределённости // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 5. № 3. С. 434-443. doi
- Глава книги Шадриков В. Д. Психологическая теория способностей и одаренности // В кн.: Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях Т. 1. М. : Ассоциация технических университетов, 2021. С. 35-39. doi
- Статья Шадриков В. Д. Концептуальная модель понимания. Статья вторая // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 72-77. doi
- Статья Шадриков В. Д. Концептуальная модель понимания. Статья первая // Высшее образование сегодня. 2020. № 8. С. 52-58. doi
- Статья Шадриков В. Д. Определение духовных способностей и их места в структуре общих способностей // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 1 (101). С. 151-160.
- Статья Шадриков В. Д. Отношение понятий «жизнь», «поведение», «деятельность» // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2020. № 2 (102). С. 57-65.
- Статья Shadrikov V. The Activity Theory: The Activity Psychological Functional System and Ablitiies as a Mechanism of Activity Implementation // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. No. 4. P. 593-607. doi
- Статья Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15-26. doi
- Статья Шадриков В. Д. Кадры для инновационной экономики: как в действительности обстоит дело с их подготовкой? // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 2-10. doi
- Глава книги Шадриков В. Д. Механизмы понимания // В кн.: Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 ноября 2019 г.). РИО ЯГПУ, 2019. С. 120-122.
- Статья Шадриков В. Д. Понимание: определение и механизмы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 17-24. doi
- Статья Кургинян С. С., Шадриков В. Д. Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.
- Книга Шадриков В. Д., Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. Яр. : РИО ЯГПУ, 2019.
- Статья Шадриков В. Д. Русская община и кооперативное движение. К выходу в свет книги А.В. Лубкова «Солидарная экономика. Кооперативная модернизация России (1907–1914) // Высшее образование сегодня. 2019. № 9. С. 67-68. doi
- Статья Шадриков В. Д. Вот «она» — «Я» (пробуждение сознания) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 2 (94). С. 36-47.
- Книга Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Методология и методы изучения способностей и одаренности. РИО ЯГПУ, 2018.
- Статья Шадриков В. Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2-11. doi
- Статья Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Мышление, мысль, одаренность // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 212-228. doi
- Глава книги Шадриков В. Д., Борисова О. В. Педагогическое оценивание в структуре урока // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 244-246.
- Книга Шадриков В. Д., Шадрикова И. А. Педагогическое оценивание: учебное пособие. М. : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018.
- Глава книги Шадриков В. Д., Карпов А. В. Перспективы разработки интегральной концепции системогенеза деятельности // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 16-21.
- Глава книги Шадриков В. Д. Системогенез одаренности // В кн.: Системогенез учебной и профессиональной деятельности Ч. 2. Яр. : РИО ЯГПУ, 2018. С. 11-15.
- Статья Шадриков В. Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5-14. doi
- Статья Шадриков В. Д. Содержание образования – главный фактор качества обучения и воспитания // Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 2-4. doi
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S. Propositions toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 211-224. doi
- Книга Мисаренко Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : МТО Инфо, 2017.
- Глава книги Шадриков В. Д., Бачурина А. О способности детей порождать слова // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 2. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 337-339.
- Статья Шадриков В. Д. Образ мира и содержание образования // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2 (90). С. 44-53.
- Глава книги Шадриков В. Д. Онтология мысли // В кн.: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции. М. : Когито-центр, 2017. С. 95-114.
- Статья Шадриков В. Д., Носкова О. Прикладная психология в России история, теория и методология // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 1. С. 204-218.
- Статья Шадриков В. Д., Носкова О. Прикладная психология в России: история, теория и методология // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 1 (89). С. 204-218.
- Книга Карпов А. В., Шадриков В. Д., Карпова Е. В., Субботина Л. Ю. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд : монография в 4 т. Т. 2: Системогенез игровой деятельности: методологические и теоретические основы исследования. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Издательский дом Российской академии образования, 2017.
- Книга Карпов А. В., Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография в 4 томах. Т. IV: Интегральная концепция системогенеза деятельности Т. 4. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2017.
- Книга Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. I : Системогенез профессиональной и учебной деятельности Т. 1. М., Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2017.
- Книга Шадриков В. Д. Совесть и ее воспитание. М. : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2017.
- Статья Шадриков В. Д. Эволюция мышления и появления слова // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 4 (92). С. 11-21.
- Статья Shadrikov V., Kurginyan S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 114-130.
- Книга Шадриков В. Д., Коваленко А., Леднев В., Рубин М., Семкина Т., Соболева Э., Степанченко Л. Система оценки качества образования: Мировая практика и российский опыт. М. : МФПУ "Синергия" , 2016.
- Книга V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015.
- Статья Шадриков В. Д., Мушин А. Б. Индивидуальные различия в мыслетворчестве // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 145-157.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106-126.
- Статья Шадриков В. Д. Мысль и познавательные процессы // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С. 3-10.
- Книга Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
- Статья Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. 2015. Т. 64. № 2. С. 68-83.
- Глава книги Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Рефлексия субъекта в структуре деятельности // В кн.: Современные исследования интеллекта и творчества / Под общ. ред.: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 280-300.
- Книга Шадриков В. Д., Кургинян С. С., Дикова М. Д. Тест рефлексии деятельности. М. : Университетская книга, 2015.
- Статья Шадриков В. Д. Эволюция мысли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 118-128.
- Статья Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 130-137.
- Статья Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 17-32.
- Статья Шадриков В. Д. Образ и слово // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 80-87.
- Статья Шадриков В. Д. Свобода и независимость мысли Владимира Петровича Зинченко // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 5-8.
- Статья Shadrikov V. Structural analysis of junior schoolchildren’ intellectual abilities // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 301-307.
- Статья Shadrikov V., Dikova M. Students' development in different educational systems // International Journal of Developmental and Educational Psychology. 2013. Vol. 2. No. 1. P. 229-234.
- Статья Шадриков В. Д. The role of reflection and reflexivity in students’ ability development // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. № 2. С. 55-64.
- Книга Trust in soсiety, business and organization: Proceedings of the Conference “Business. Society. Human". M.: Cogito-Centre–IPRAS Publishing House, 2013. / Ed. by A. B. Kupreychenko, V. Shadrikov, M. Sasaki, A. Ishikava, Z. Toshchenko, N. Dryakhlov. M. : Cogito-Centre–IPRAS Publishing House, 2013.
- Статья Дикова М. Д., Шадриков В. Д. Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 31-42.
- Статья Шадриков В. Д. Качество образования: чего мы хотим? // Аккредитация в образовании. 2013. № 1. С. 12-15.
- Статья Шадриков В. Д. Мысль, образ и психическая функция // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 139-149.
- Глава книги Шадриков В. Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий // В кн.: Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского Т. 1. М. : Институт психологии РАН, 2013. С. 176-179.
- Статья Шадриков В. Д., Розов Н., Боровских А. Автореферат полностью отражает // Педагогика. 2012. № 4. С. 100-111.
- Глава книги Шадриков В. Д. Аттестация педагогических кадров как гарантия качества образования // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 401-412.
- Статья Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Аттестация педагогов с целью подтверждения соответствия занимаемой должности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 9 (сентябрь). С. 80-91.
- Статья Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Аттестация педагогов с целью установления соответствия требованиям квалификационных категорий // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 10. С. 64-89.
- Статья Шадриков В. Д. Введение к размышлениям о качестве педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2012. № 6. С. 25-29.
- Глава книги Шадриков В. Д. Категория деятельности и ее применение к изучению качества профессионального образования // В кн.: Перспективные направления психологической науки / Отв. ред.: А. К. Болотова; науч. ред.: В. П. Зинченко, А. Н. Поддьяков, В. Д. Шадриков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 10-19.
- Глава книги Дикова М. Д., Шадриков В. Д. Квалификация педагогических кадров – условие получения качественного образования // В кн.: Девятая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию» (17 – 18 февраля 2012 г., РАГС). М. : Российская академия государственной службы, 2012.
- Книга Дикова М. Д., Шадриков В. Д., Глебова Л. Н. Мониторинг качества высшего педагогического образования / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Логос, 2012.
- Статья Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Описание исходных позиций для оценки уровня квалификации педагога // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 7 (июль). С. 81-90.
- Книга Перспективные направления психологической науки / Отв. ред.: А. К. Болотова; науч. ред.: В. П. Зинченко, А. Н. Поддьяков, В. Д. Шадриков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
- Статья Шадриков В. Д. Понимание развития в культурно-исторической психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 15-33.
- Статья Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58-69.
- Книга Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред.: В. Рубцов, В. Д. Шадриков, А. Б. Купрейченко. М. : Федерация психологов образования России, 2012.
- Книга Психология способностей: хрестоматия / Сост.: В. Д. Шадриков; отв. ред.: В. Д. Шадриков. М., Воронеж : Московский психолого-социальный институт, 2012.
- Глава книги Шадриков В. Д. Развитие способностей учащихся — путь к повышению интеллектуального потенциала нации // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 1. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 1. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 345-354.
- Статья Шадриков В. Д. Рецензия на книгу А.В. Карпова "Психология сознания: метасистемный подход" // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 120-124.
- Статья Шадриков В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 133-144.
- Книга Шадриков В. Д., Дикова М. Д., Кузнецова И. В. Формирование и оценка профессиональных качеств современного педагога: лекции 1-4. М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2012.
- Книга Шадриков В. Д., Кузнецова М. Д., Кузнецова И. В. Формирование и оценка профессиональных качеств современного педагога: лекции 1-4: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред.: Г. А. Стюхина. М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2012.
- Книга Шадриков В. Д., Кузнецова И. В., Дикова М. Д. Формирование и оценка профессиональных качеств современного педагога: лекции 5-8 / Под общ. ред.: Г. А. Стюхина. М. : Педагогический университет "Первое сентября", 2012.
- Статья Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Экспертная оценка педаогической деятельности учителя // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 11. С. 70-104.
- Статья Шадриков В. Д. Юбилей ли это? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 20-21.
- Глава книги Шадриков В. Д. Движущая сила экономического развития страны // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России (информационно-аналитическое издание) Т. 8: Центр стратегического партнерства. М. : Центр стратегического партнерства, 2011. С. 333-336.
- Статья Шадриков В. Д. Некоторые методологические вопросы психологии индивидуальности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 15-22.
- Книга Дикова М. Д., Шадриков В. Д., Карпов А. В., Кузнецова И. В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Логос, 2011.
- Книга Дикова М. Д., Шадриков В. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Логос, 2011.
- Статья Шадриков В. Д. Содержание педагогического образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 7. С. 2-8.
- Статья Шадриков В. Д. Содержание педагогического образования* // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 26-32.
- Статья Шадриков В. Д. Теоретические основания построения новой школы // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 3-11.
- Глава книги Шадриков В. Д. Теоретические проблемы психологии профессиональных способностей // В кн.: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики Вып. 2. М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 191-207.
- Глава книги Шадриков В. Д. Управление качеством образования // В кн.: Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП. СПб. : СПбГУП, 2011. С. 525-530.
- Статья Shadrikov V., Taldykina A. A. Testing of Mental Abilities // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. P. 214-226.
- Статья Шадриков В. Д. Вопросы психологической теории способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 41-56.
- Статья Шадриков В. Д. О некоторых теоретических вопросах разработки дидактики для нашей новой школы // Высшее образование сегодня. 2010. № 12. С. 8-11.
- Глава книги Шадриков В. Д., Старовойтенко Е. Б. Введение // В кн.: Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред.: В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко. М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. С. 5-13.
- Книга Дударева Н., Зиновьева Н. А., Калмыкова А. И., Клюева Н. Ю., Дикова М. Д., Паукова А. Б., Шелехов П., Шрейдер Н. В., Яковлева Д. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический проект, 2009.
- Глава книги Шадриков В. Д. Индивидуальность как проявление внутреннего мира // В кн.: Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред.: В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко. М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. С. 64-98.
- Статья Шадриков В. Д., Шемет И. С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 61-65.
- Глава книги Шадриков В. Д., Шемет И. С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // В кн.: Материалы Третьей международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2009», Москва, 27-29 сентября 2009 г. М. : [б.и.], 2009. С. 302-307.
- Статья Шадриков В. Д. Об участии негосударственных организаций в оценке качества образования и в аккредитации вузов // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 4-7.
- Книга Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М. : Университетская книга, 2009.
- Книга Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред.: В. Д. Шадриков, Е. Б. Старовойтенко. М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009.
- Статья Шадриков В. Д. Способности человека: основные понятия и следствия // Ярославский психологический вестник. 2009. № 25. С. 74-77.
- Глава книги Shadrikov V. Student`s development in the learning process`, in: Psychology in Russia: State of the Art / Отв. ред.: Y. Zinchenko, V. Petrenko. M. : Department of Psychology MSU&IG-SOCIN, 2008. P. 388-404.
- Книга Мисаренко Г., Войченко Н. Здравствуйте, буквы! / Под общ. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Оникс, 2008.
- Статья Шадриков В. Д. Образовательный аудит и консалтинг // Платное образование. 2008. № 4 . С. 4-10.
- Статья Шадриков В. Д. Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 3-18.
- Книга Читаем слова и предложения / Под общ. ред.: Н. Войченко, Г. Мисаренко; науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Оникс, 2008.
- Статья Шадриков В. Д. Не ориентироваться на сиюминутное // Аккредитация в образовании. 2007. № 15. С. 12-13.
- Книга Шадриков В. Д., Пашковская М., Самойлов В., Коваленко А.И., Коваленко А.А., Ильченко О.А. Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования / Отв. ред.: Ю. Рубин. М. : Маркет ДС, 2007.
- Статья Шадриков В. Д. У истоков факультета // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 44-53.
- Статья Метелькова Е. И., Шадриков В. Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей // Национальный психологический журнал. 2007. № 1(2). С. 58-64.
- Статья Шадриков В. Д. Нужна ли российскому обществу 12-летняя школа? // Вестник образования. 2006. № 18. С. 18-27.
- Статья Шадриков В. Д. «Круглый стол», посвященный юбилею журнала «Вопросы психологии» // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 11-12.
- Статья Шадриков В. Д. Общественный мониторинг российского образования: оценка качества и организационной деятельности // Платное образование. 2005. № 4(30). С. 4-13.
- Статья Шадриков В. Д. О предмете психологии (мир внутренней жизни человека) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 1. С. 5-19.
- Статья Шадриков В. Д. О психологических конструктах и последовательности их изучения при подготовке психологов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 37-43.
- Книга Нижегородцева Н., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : Владос, 2001.
- Книга Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический проект, 2001.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Ушаков В. О. Механизмы регуляции в структуре мнемических способностей, 2015
- 2Клюева Н. Ю. Динамика инволюции качеств бездомного человека, 2013
- 3Моров М. Д. Диагностика личностных качеств в системе измерительных процедур, 2012
- 4Дикова М. Д. Субъектность восприятия рекламного сообщения, 2010
- 5Шрейдер Н. В. Разработка теста мнемических способностей на основе самооценки, 2009
- 6Патоша О. И. Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления, 2008
Научное руководство диссертационными исследованиями
всего подготовлено - 54 кандидата наук
Полный список Диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.docx
на соискание учёной степени доктора наук:
Болотова Алла Константиновна Психология временной организации деятельности личности | |
Мазилов Владимир Александрович Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки (год защиты - 1999) | |
Поваренков Юрий Павлович Профессиональное становление личности (год защиты - 1999) | |
Кашапов Мергаляс Мергалимович Психология профессионального педагогического мышления 19.00.07 Педагогическая психология
| |
Черемошкина Любовь Валерьевна Психология мнемических способностей (год защиты - 2000)
| |
Нижегородцева Надежда Викторовна Психологическая готовность детей к обучению в школе 19.00.07 Педагогическая психология | |
Суворова Галина Андреевна Деятельностно-психологическое консультирование в обучении | |
Воронин Анатолий Николаевич Интеллект и креативность в совместной деятельности 19.00.13 Психология развития, акмеология
| |
Макарова Карина Вячеславовна Развитие духовных способностей (на примере младших школьников) 19.00.07 Педагогическая психология
| |
Шемет Ирина Сергеевна Методы интеграции психики (год защиты - 2006) 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии | |
Ансимова Нина Петровна Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников (год защиты - 2008) |
Исследовательские проекты
Проекты, выполненные в рамках Федеральной целевой программы развития образования | |
за последние 10 лет | |
|
«Совершенствование и апробация моделей внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО образовательных учреждений педагогического профиля)» |
|
«Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» |
|
«Экспериментальное внедрение методики определения уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности (на примере 2-х территорий Ярославской и Псковской областей)» |
|
«Разработка критериев разделения программ бакалавров и магистров как основы последующих разработок примерных основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования, соответствующих ФГОС» |
|
«Разработка показателей государственной аккредитации бакалавриата и образовательных программ магистратуры и инструментария их оценки» |
|
«Разработка требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования» |
|
«Разработка методических основ для обеспечения оценки уровня квалификации педагогических кадров на основе профессионального стандарта педагогической деятельности» |
|
«Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений» |
|
|
Проекты, выполненные в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ | |
за последние 7 лет | |
2014 |
Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности |
|
Изучение субъектности и её проявления в ментальном развитии человека (подробнее http://www.hse.ru/org/projects/79455603 ) |
|
Изучение роли рефлексии в процессе развития способностей (подробнее http://www.hse.ru/org/projects/75641577 ) |
|
Подготовка педагогов к развитию способностей учащихся (подробнее http://www.hse.ru/org/projects/47265980 ) |
|
Разработка теории способностей и ее приложений к учебной и профессиональной деятельности |
2009 |
Развитие познавательных способностей учащихся общеобразовательной школы |
Проекты, выполненные при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» | |
за последние 5 лет (индивидуальные проекты) | |
|
|
|
Качество педагогического образования: проблемы и пути решения (№ гранта 10-01-0039) |
|
Психология профессиональных способностей (№ гранта 09-01-0044) |
Проекты, выполненные при поддержке | |
за последние 3 года | |
|
|
|
Развитие познавательных способностей и личностных качеств младших школьников в различных образовательных системах (традиционной, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) (№ проекта 10-06-00479а) !!! по результатам работы опубликована монография «Развитие младших школьников в различных образовательных системах» |
|
|
Опыт работы
1962-1963 |
учитель математики Эвенской средней школы |
1963-1964 |
директор Эвенской вечерней школы Магаданской области |
1964-1965 |
инспектор Северо-Эвенского района |
1968-1970 |
старший преподаватель кафедры психологии Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского |
1970 -1971 |
доцент кафедры психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (ЯрГУ) |
1971-1973 |
декан факультета истории, психологии и права ЯрГУ им. П.Г. Демидова; декан факультета психологии и биологии (1973) |
1973-1976 |
зав. кафедрой инженерной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова |
1976 - 1982 |
проректор по учебной работе ЯрГУ им. П.Г. Демидова |
1982-1985 |
ректор ЯГПИ им. К.Д. Ушинского |
1985-1988 |
заместитель Министра просвещения СССР |
1988-1992 |
первый заместитель Председателя Государственного комитета СССР по народному образованию |
1992 - 1993 |
заместитель Председателя Комитета по высшей школе Министерства науки РФ |
1993 -1996 |
заместитель Председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию |
1996 -1998 |
первый заместитель Министра общего и профессионального образования РФ |
1998 - 2001 |
заместитель Министра общего и профессионального образования РФ |
2001 - 2019 |
профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии (департамента психологии), научный руководитель факультета психологии НИУ ВШЭ |
2019 по н/вр профессор-исследователь департамента психологии Факукльтета социальных наук НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 62 года
- Научно-педагогический стаж: 31 год
- Преподавательский стаж: 31 год
‘My Dream Is to Help as Many People as Possible, Making the World a Healthier and Happier Place’
Nikolay Bogdanov, 28, from Sofia, Bulgaria, graduated from the Psychology programme of the HSE Faculty of Social Sciences in 2022. Currently, he is based in the Netherlands, where he pursues a master's degree in behavioural sciences at Radboud University and works as a life coach. In an interview with the HSE News Service, Nikolay shares his experience at HSE University, his professional challenges and achievements, as well as the importance of teamwork, persistent curiosity, and self-improvement.
В марте в Вышке будет сформирован новый состав Ученого совета
28 февраля состоялось заключительное заседание Ученого совета НИУ ВШЭ в его действующем составе. Срок его полномочий истекает, 19 марта пройдет конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ, на которой состоятся выборы, и уже к концу марта будет сформирован новый состав Ученого совета на пятилетний срок.
Порядок работы Учебно-методического совета НИУ ВШЭ будет более гибким
21 июня состоялось очное заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором в торжественной обстановке были вручены почетные знаки НИУ ВШЭ и впервые в истории — медали «За вклад в развитие университета».
Развитие ФКИ ВШЭ обсудили на заседании Ученого совета Вышки
1 марта в корпусе на Покровском бульваре состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. В центре внимания оказалось развитие факультета креативных индустрий. На заседании также прошел конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в форме тайного голосования.
Бакалаврская программа "Психология" встречает первокурсников
30 августа Департамент психологии с радостью и трепетом встречал первокурсников бакалаврской программы «Психология» набора 2022. Новые лица, яркие эмоции, теплая атмосфера – это все о том дне.
ВЫПУСК БАКАЛАВРИАТА 2022: ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ДОЛГОЖДАННЫЙ ДИПЛОМ!
Каждый выпуск особенный и уникальный, так и выпуск 2022 не стал исключением! Департамент психологии поздравляет выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
Департамент психологии на XVI Санкт-Петербургском Саммите психологов
5 – 8 июня 2022 г. состоялся XVI Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии.
Журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX
По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX. Издание вышло в лидеры в рамках мониторинга 100 российских журналов по тематике «Психология» (по результатам за 2020 г.).
ВЫПУСК 2021: ОТ ДЕЛА К СЛОВУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА!
Преподаватели департамента психологии поздравляют выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
Вышла электронная версия книги Александра Милкуса о реформе советского образования
На книжных сайтах появилась электронная версия издания «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». Эта книга – часть проекта «Свободная школа», который выполняла ПУЛ медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ в течение трех лет. О том, как менялась система образования в России, рассказывают бывшие министры Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко, заместители министров Александр Асмолов, Виктор Болотов, Елена Чепурных, Игорь Реморенко, Наталья Третьяк, Владимир Шадриков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Владимир Дмитриевич Шадриков — лауреат премии "Профессор года"!
8 февраля 2021 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Общенациональной премии "Профессор года". Звание лауреата премии было присвоено заслуженному профессору НИУ ВШЭ, научному руководителю департамента психологии Владимиру Дмитриевичу Шадрикову.
Награждены лауреаты «Золотой Вышки – 2019»
27 ноября в Высшей школе экономики состоялось вручение премий «Золотая Вышка». Университет, отмечающий 27-летие со дня основания, в 18-й раз чествовал коллег, отличившихся в профессиональной деятельности. Среди лауреатов премии — четыре сотрудника и один студент факультета социальных наук.
Жизнь в любимой профессии
Юбилей Владимира Дмитриевича Шадрикова
Поздравляем с юбилеем!
Департамент психологии поздравляет своего научного руководителя Владимира Дмитриевича Шадрикова с 80-летием!
Научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»
27-28 сентября 2018 года в департаменте психологии состоялся двухдневный междисциплинарный научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организованный департаментом совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования.
Сотрудникам ВШЭ присвоили звание заслуженных и ординарных профессоров
На заседании Ученого совета 22 июня было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора преподавателям и сотрудникам Вышки. Также в этот день 16 сотрудникам ВШЭ был впервые присвоен почетный статус «Заслуженный профессор Высшей школы экономики».
Сотрудники НИУ ВШЭ получили медали «Признание»
22 января состоялось первое из ряда запланированных в 2018 году торжественных мероприятий по награждению сотрудников НИУ ВШЭ медалями «Признание». Медаль «Признание» — новый вид наград за многолетнюю успешную работу в НИУ ВШЭ. Следующая церемония награждения состоится в марте 2018 года.
Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов
Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.
На заседании Ученого совета вручены университетские награды
25 марта на заседании Ученого совета четырем сотрудникам ВШЭ были вручены университетские награды. Кроме того, президенту Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодору Шанину был присвоен статус почетного профессора Высшей школы экономики.
12 причин учиться на психолога в Вышке
В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.
Владимиру Шадрикову — 75
18 ноября ординарный профессор НИУ ВШЭ Владимир Шадриков отмечает свое 75-летие.
Итоги конкурса ППС будут объявлены через неделю
На внеочередном заседании Ученого совета ВШЭ, состоявшемся 20 июня, обсуждались итоги конкурса профессорско-преподавательского состава — первого, который Вышка провела по новой, открытой процедуре национального рекрутинга.
Ученый совет: апрельские решения
26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.
Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы
1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
«Мы во всем были первыми»
23 февраля свой день рождения отмечает декан факультета логистики ВШЭ Валентина Дыбская. В интервью порталу она рассказала о популяризации логистики, о том, что ей и ее коллегам удалось сделать за время работы в ВШЭ, и перспективах развития факультета.
Государственные награды
21 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ ряду работников университета были вручены государственные награды.
Как повысить интеллектуальный потенциал нации?
4 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась вторая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».
Новые подразделения
30 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором в основном были рассмотрены организационные вопросы, в частности создание новых подразделений университета.
Учеба для тех, кто уже работает
2 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором утверждены две новые магистерские программы и одна сокращенная бакалаврская.
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.
Расходы на образование: от вуза до детского сада
6 апреля в рамках XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ прошла сессия «Экономика и управление образованием» секции «Развитие образования». О проблемах финансирования образовательной сферы рассуждали научные сотрудники из университетов разных регионов России.
Конференция по психологии: быть индивидуальностью
1–3 декабря на факультете психологии ГУ-ВШЭ состоялась 3-я Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». О значении и специфике конференции рассказывает заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Елена Старовойтенко.
С признательностью за работу
Ректор ГУ-ВШЭ удовлетворил просьбу об отставке декана факультета психологии Высшей школы экономики Аллы Болотовой. Исполняющим обязанности декана факультета назначен Владимир Штроо.
Обсуждение продолжится через две недели
1 октября в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялось общее собрание профессорско-преподавательского состава Высшей школы экономики, на котором обсуждались важнейшие вопросы развития университета.
«Есть надежда, что проект будет всесторонне успешным»
25 июня прошло очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики. Созданы несколько новых научных подразделений университета, утверждены льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в бакалавриат ГУ-ВШЭ на платные места.
Торжество одаренности
18 ноября свой 70-летний юбилей отмечает ординарный профессор ГУ-ВШЭ, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ, академик Российской академии образования Владимир Дмитриевич Шадриков.
"Учиться у таких людей — невероятная удача"
Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.
Университет против экономического кризиса
На заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 5 декабря был утвержден финансовый план на 2009 год во втором чтении.
Не догоняя время, а опережая его
2 декабря на традиционном научном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом "Стандарт как система требований" выступил генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.
"Защита — вовсе не страшное, а, наоборот, интересное мероприятие…"
7 вопросов об аспирантуре в Вышке трем новым кандидатам наук
Весной 2008 г. в ГУ-ВШЭ было защищено несколько кандидатских диссертаций. О том, трудно ли было учиться и, главное, защититься, мы поговорили с бывшими аспирантами, ныне — кандидатами наук Ириной Калуцкой, Ольгой Патоша и Василисой Платоновой.
Нестандартные ответы на стандартные вопросы: поиск согласия, а не конфликта
На традиционном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ 13 мая обсуждалась концепция государственного стандарта общего образования второго поколения. С докладом выступил руководитель группы разработчиков концепции, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков.
Как тут классно. Буду поступать!
24 февраля два здания ГУ-ВШЭ — на Мясницкой и Кирпичной — были оккупированы родителями и школьниками. Это будущие вышкинцы пришли послушать деканов факультетов, преподавателей и нынешних студентов на Дне открытых дверей.
У российского образования будет свой Кодекс
24 октября в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова прошел круглый стол "Перспективы формирования нового образовательного законодательства". Этот форум был организован по инициативе Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) и Российского союза ректоров (РСР).
Число публикаций сотрудников Вышки выросло на треть
На заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 1 июня были подведены итоги научной работы в университете.