• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Фото: Арт-кластер «Таврида» / ВКонтакте

Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.

Пилотное исследование культурно-творческого потенциала муниципальных образований было проведено совместно с экспертами Академии творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ») при поддержке Росмолодежи. В нем приняло участие 581 муниципальное образование: и крупные города, и совсем маленькие поселения из 41 российского региона.

Олег Иванов

«Фокус нашего внимания направлен на муниципалитеты потому, что именно в них, на низовом уровне, формируется культурная среда, создаются условия для творчества, духовного и гармоничного развития личности. Регион в этом смысле может быть очень разнородным», — пояснил разработчик индекса, эксперт факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Олег Иванов.

Каждый из 20 тысяч российских муниципалитетов отличается от других не только по численности населения и величине территории, но и по обычаям и традициям, уровню социально-экономического развития, достижениям и условиям для творчества. Задача исследования — предложить каждому из них рекомендации по развитию творческого потенциала, обогащению культурной̆ и творческой̆ среды, повышению активности креативного сообщества и расширению творческой̆ деятельности.

Поскольку индекс составлялся впервые, ученые проделали достаточно большую аналитическую работу и сконструировали объективные метрики, подходящие для целей исследования. Диагностика проводилась на основе анкетирования глав муниципалитетов по подготовленной̆ форме по пяти разделам:

 наличие инфраструктуры для культурной̆ и творческой̆ деятельности;

 уровень работы творческих сообществ и достижения их лидеров;

 прирост креативных кадров и наличие на территории муниципалитета возможностей̆ для творческого образования;

 уровень проводимых культурных и творческих событий̆;

 уровень реализуемых социокультурных и творческих проектов.

После сбора данных их анализируют и формируют составной индекс по шкале от 0 до 100 баллов.

«Нас интересовала не только непосредственно культура в традиционном смысле этого слова, а возможности для творчества. Если раньше стояла задача удовлетворения культурных потребностей, то сейчас значительная часть населения испытывает потребность в творческой самореализации. Получается, что за последние годы произошла креативная трансформация людей. Мне кажется, мы за последние 7–10 лет поднялись на следующую ступеньку пирамиды Маслоу. Этому способствовали в числе прочего процесс цифровой трансформации, доступность техники и развитие соцсетей. Мы ранее проводили исследования на предмет креативных потребностей молодежи, и выяснилось, что даже те, кто собирается стать автомехаником или юристом, все равно стремятся к творчеству: снимают видео, пишут стихи или прозу», — рассказал Олег Иванов.

Любопытно, что, вопреки распространенному мнению, креативные потребности оказались не связаны с экономическим развитием региона: творческими показали себя самые разные муниципалитеты.

«Меня часто спрашивают, почему одни регионы более креативные, а другие — менее. Зачастую там, где тяжелые условия жизни и обстоятельства заставляют людей проявлять творческие способности только для того, чтобы добиться каких-то обыденных целей, индекс креативности оказывается значительно выше. А более обеспеченные, напротив, далеко не всегда хотят и готовы креативить», — полагает эксперт.

Победителем рейтинга стал город Кемерово, который̆ набрал 80 баллов из 100 возможных. Он имеет наивысший показатель по состоянию творческого образования, другие показатели находятся на уровне от 13 до 17 баллов из 20 возможных.

Также в число лидеров вошли Старооскольский (Белгородская область) и Новокузнецкий (Кемеровская область) городские округа (по 77 баллов), Сургут Ханты-Мансийского АО (71 балл) и Ялуторовск Тюменской области (69 баллов). Нужно отметить, что в пилотном исследовании не участвовали муниципалитеты Москвы, Санкт-Петербурга и ряда городов-миллионников.

По результатам исследования около 60 руководителей муниципальных образований были приглашены пройти обучение по проектно-образовательной̆ программе «Меганомика» в Академии творческих индустрий «Меганом». Пятидневный образовательный интенсив прошел в начале ноября прошлого года в Крыму. Участникам рассказывали о том, как работать с творческими людьми, поддерживать и формировать креативную среду в муниципалитетах, находить финансирование и обеспечивать достижения.

Фото: Арт-кластер «Таврида» / ВКонтакте

«Выяснилось, далеко не все главы МО обладают нужной нам информацией. Зачастую гораздо более осведомлены их заместители, которые занимаются туризмом на территории. Получается, что руководители просто не осознают потенциала, связанного с творчеством. Хорошо, что творческая активность существует вне зависимости от того, выделяет ли муниципальное образование на это средства или площадки», — рассказал Олег Иванов.

Впрочем, само исследование подтолкнуло руководителей к тому, чтобы задуматься об этой стороне жизни муниципалитета и обратить на нее внимание.

Исследователи подчеркивают: креативная составляющая создает рабочие места, развивает ремесленничество, туризм, способствует росту экономики и привлечению молодежи на территорию. «Сейчас есть достаточно большое количество молодых людей, которые готовы переехать в тот город, где сформирована творческая среда, исключительно для того, чтобы реализовать свой потенциал. Как выяснилось, самое важное — наличие креативного сообщества. В городе может быть и работа, и развлечения, но если сообществ нет, то нет и активности, нет молодежи», — подытожил эксперт.

Текст: Марина Полякова

Вам также может быть интересно:

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.

Проект куратора петербургской Школы дизайна получил серебро на фестивале «Белый квадрат»

Проект Freelabel, созданный Terminal Design Branding Agency, получил серебро на международном фестивале «Белый квадрат 2023 ». Руководит агентством Иван Куликов — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Telling Stories — 2023: в Вышке состоялся фестиваль факультета креативных индустрий

27 и 28 мая в Высшей школе экономики на Покровском бульваре прошел фестиваль Telling Stories. Праздник, придуманный шесть лет назад на факультете креативных индустрий ВШЭ, стабильно собирает на своих площадках ведущих экспертов из сферы новых медиа, цифровой индустрии, кино, маркетинга и коммуникаций, искусства, дизайна и моды. В программу Telling Stories в этом году вошли металекции, интервью, перформансы, мастер-классы, показы и дискуссии на актуальные для креативного сообщества темы.

ФКИ ВШЭ в шестой раз организует международный фестиваль Telling Stories

Фестиваль факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, посвященный инновациям, трендам и образованию в креативных индустриях, пройдет 27 и 28 мая в корпусе Вышки на Покровском бульваре и в Центре культур ВШЭ. Также будет доступна онлайн-трансляция в группе фестиваля ВКонтакте. Telling Stories объединит профессионалов из сферы новых медиа, цифровой индустрии, кино, маркетинга и коммуникаций, искусства, дизайна и моды.

«Суть креативности — в заботе, в стремлении сделать жизнь другого интереснее, счастливее»

23 марта в Вышке начала работу VII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Креативные индустрии: идеи, практики, инновации», организованная факультетом креативных индустрий ВШЭ. Участники конференции обсуждают состояние и перспективы развития отрасли, учитывая при этом научные достижения в сфере философии, истории, культурологии, социологии, экономики, права, психологии, религии. В ее работе принимают участие 80 человек из 26 регионов России.

Креативный класс России: портрет в цифрах

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал спецвыпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России — лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью. Исследование выполнено сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.