• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники духовных учебных заведений повысили квалификацию в области ИИ

Сотрудники духовных учебных заведений повысили квалификацию в области ИИ

© Высшая школа экономики

Завершился трехдневный курс повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта», организованный НИУ ВШЭ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) для представителей духовных учебных заведений. Итогом курса стала презентация слушателями идей проектов по применению искусственного интеллекта.

Идея проведения этого курса возникла три месяца назад. Как пояснил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, она заключалась в том, чтобы ознакомить коллег из духовных учебных заведений с возможностями применения генеративных моделей, продемонстрировать примеры и помочь структурировать имеющиеся знания. В программу также была включена разработка слушателями идей собственных проектов и их обсуждение с экспертами университета.

Сергей Рощин
© Высшая школа экономики

По мнению ректора ОЦАД протоиерея Максима Козлова, в любом вузе сегодня необходимо понимать, как учитывать реалии применения искусственного интеллекта при написании выпускных квалификационных и научных работ, при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Не менее важна этическая оценка использования искусственного интеллекта в академической среде, а для духовных учебных заведений — еще и богословская.

Занятия продолжались с 19 по 21 февраля на двух площадках — в ОЦАД на Пятницкой улице и в Вышке на Покровском бульваре. Преподаватели факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ прочли лекции и провели практические занятия, посвященные различным аспектам применения ИИ. Лекция доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Анастасии Углевой была посвящена академической этике, а лекция доцента ОЦАД протоиерея Владимира Шмалия — искусственному интеллекту в богословских исследованиях и образовании.

Одним из слушателей курса стал иерей Андрей Лысевич — проректор Московской духовной академии, священник храма Бориса и Глеба в Дегунино.

Иерей Андрей Лысевич
© Высшая школа экономики

«Курс дал возможность погрузиться в тематику, которая в общих чертах была мне знакома — в свое время я окончил Нижегородский госуниверситет по специальности «Радиофизика и электроника» и продолжаю интересоваться техническими науками, — рассказывает он. — Теперь же при поддержке грамотных педагогов удалось лучше понять новое технологическое поле, в котором мы все живем. Мы говорили не только про цифры и алгоритмы, но и про реальную жизнь».

По мнению иерея Андрея Лысевича, программа курса была составлена очень грамотно. Каждый день начинался с «разогревающей» лекции, второе занятие — максимально нагруженное информацией, а третье, завершающее, — обобщения, возвышенная теория, которая настраивает на философский лад. «Преподаватели чувствовали аудиторию и когда речь шла о технологиях, адаптировали материал. Например, Евгений Соколов с факультета компьютерных наук излагал информацию очень доступно, но мы видели, что за каждым его словом — глубокие знания математики, статистики, программирования», — отмечает слушатель.

Эту точку зрения разделяет Андрей Гусев, начальник управления образовательных программ ОЦАД, выпускник магистерской программы «Государственно-конфессиональные отношения. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». На курсе по искусственному интеллекту он также выступил в роли слушателя. По его мнению, тема ИИ очень мифологизирована, к ней относятся с настороженностью: «Возможно, некоторым коллегам удалось эту настороженность преодолеть и прийти к выводу, что с генеративными моделями можно и нужно работать».

Всех слушателей разделили на проектные группы, и группа, в которую входил Андрей Гусев, предложила идею использования генеративных моделей для совершенствования проповедей.

«Священнослужители регулярно их произносят, и они должны быть интересными, положительно влиять на людей, достигать коммуникационных целей, — рассказывает он. — Но коллегам далеко не всегда удается подготовиться к проповедям — найти логические ходы, метафоры, примеры, иллюстрации и при этом не повторяться. Искусственный интеллект поможет им создавать действительно хорошие проповеди с опорой на тысячелетние традиции христианской церкви, а заодно экономить время».

По итогам курса некоторые слушатели задумались о необходимости дальнейшего совершенствования IT-компетенций.

Андрей Гусев вспоминает, что на занятиях неоднократно упоминался язык программирования Python, который осваивают все студенты Вышки: «Теперь мне хотелось бы подробнее узнать, что это такое и чем он может быть полезен в моей работе». Иерей Андрей Лысевич предполагает, что еще вернется в Вышку для изучения технических аспектов ИИ. «Курс по применению искусственного интеллекта был обзорным, формирующим наше мировоззрение, и эта цель достигнута. Туман рассеялся, и мы видим перспективы дальнейшего движения», — резюмирует он.

По итогам курса слушатели получили два удостоверения о повышении квалификации — от НИУ ВШЭ и ОЦАД. На церемонии вручения проректор ОЦАД Евгений Пилипенко поблагодарил коллег из Вышки за организацию обучения.

Евгений Пилипенко
© Высшая школа экономики

«Преподаватели сумели найти к нам подход, проявили умение адаптировать знания, сделали это с большой открытостью — в диалоге, во взаимодействии со слушателями, отвечая на любые вопросы и участвуя в дискуссиях. От искусственного интеллекта обычно ожидают каких-то мистических и полумистических далей и сложностей, а основой нашего курса стал здоровый прагматизм и реализм», — подчеркнул он.

В свою очередь, Сергей Рощин отметил, что инструменты, которые мы называем искусственным интеллектом, развиваются быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Так что перед коллегами из высшей школы, и НИУ ВШЭ здесь не исключение, стоит задача постоянного обучения и самообучения. Он напомнил, что Вышка сотрудничает с ОЦАД более десяти лет, и констатировал, что очередной курс оказался полезен всем, кто принимал в нем участие, — как слушателям, так и преподавателям.

Вам также может быть интересно:

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

Пока ученые спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта, молодежь активно осваивает и интегрирует нейросети в свою жизнь, приспосабливая нашу реальность к новым условиям. О том, как дообучить LLM, чтобы они смогли служить полноценными ассистентами в профессиональной среде, обсудили в Вышке на воркшопе «Большие языковые модели в науке и в жизни».

«Нам нужно учиться общаться с сервисами искусственного интеллекта»

На платформе «Открытое образование» стартовал онлайн-курс «Что такое генеративный ИИ?», который поможет слушателям узнать больше о том, как правильно общаться с нейросетями, чтобы они лучше выполняли задачи. Как работает генеративный ИИ и как с его помощью создавать любой контент, рассказала эксперт Центра непрерывного образования, старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН Дарья Касьяненко.

«Специалист по Data Science» ВШЭ — первая программа переподготовки с аккредитацией Альянса в сфере ИИ

Согласно итогам экспертизы, программа Высшей школы экономики охватывает современные области анализа данных и машинного обучения и помогает нетехническим специалистам приобрести базовые знания в области больших данных и искусственного интеллекта. Это уже шестая образовательная программа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, получившая престижную профессионально-общественную аккредитацию.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«Нейросети показывают, какие качества действительно делают людей уникальными»

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил курс «Прикладные нейросети» на портале «Открытое образование». Теперь разобраться в том, как применять возможности искусственного интеллекта на практике, может любой желающий.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

Производство будущего: Центр ИИ ВШЭ представил разработки в области контроля ручных операций

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ выстроили систему автоматизированного контроля ручных операций, которая находит применение в промышленном производстве. Система облегчает процессы наблюдения за объектами и действиями, а также позволяет контролировать качество их исполнения.