• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

На зимней школе в Воронове собрались вместе экономисты и те, кого принято называть «международниками». Этот альянс складывается не первый год, и его причину легко объясняет декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов: Вышка готовит экономистов, разбирающихся в политике, и международников, разбирающихся в экономике.

«Нам кажется, что экономики и политики друг без друга не существует, — продолжает эту мысль соорганизатор школы, доцент департамента мировой экономики Алина Щербакова. — Поэтому мы составляли программу школы так, чтобы, с одной стороны, у экономистов и международников были свои, специальные, занятия, с другой — чтобы они вместе могли участвовать в универсальных мастер-классах».

«Нашу первую совместную зимнюю школу по экономике и международным отношениям мы провели ещё в 2009 году, организовав её усилиями трёх факультетов НИУ ВШЭ  факультета экономических наук, факультета  мировой экономики и мировой политики и МИЭФ,  говорит соорганизатор Школы, заместитель декана факультета экономических наук Владимир Карачаровский.  Этот первый опыт оказался очень удачным, и с тех пор мы не меняли формат нашего сотрудничества. Уникальность нашей объединенной школы в том, что наши участники и потенциальные абитуриенты на 5 дней оказываются в гуще всех ключевых направлений современной экономической науки. Наша школа позволяет после завтрака поговорить о современных исследованиях в русле экспериментальной и поведенческой экономики, после обеда окунуться в мир корпоративных финансов и финансовых рынков, а вечером того же дня поучаствовать в обсуждении актуальных проблем мировой экономики»

В этом году из 500 претендентов организаторы школ отобрали 110 студентов из российских и зарубежных вузов. Перед ними с презентациями выступали руководители магистерских программ Вышки по экономике, мировой экономике, финансам и международным отношениям, а также — с лекциями и мастер-классами — ведущие преподаватели факультета экономических наук, МИЭФ и факультета мировой экономики и мировой политики.

Довольно много бывает представителей естественнонаучных дисциплин, по-моему, в последнее время физиков и математиков стало даже больше, чем экономистов.

Белянин Алексей Владимирович
Международный институт экономики и финансов: доцент

«Наша задача не только показать участникам Школы, в каком направлении двигаться, чтобы успешно подготовиться к вступительным испытаниям. Может быть, более важно  дать почувствовать, что экономика – это больше, чем просто интересно и перспективно, это больше, чем только наука и практика, это  стиль мышления, стиль жизни»,  говорит Владимир Карачаровский.

«Мы стремимся, чтобы лекторы дополняли друг друга и все вместе могли бы дать нашим слушателям картину мира в целом», — продолжает Алина Щербакова.

«Я узнаю, кто выступает до меня, кто — после меня, и "внедряюсь" в ту область, которую мои коллеги в своих лекциях не охватили», — признаётся, в свою очередь, профессор Караганов.

Среди участников экономической школы можно найти студентов самых разных вузов — от технических до юридических. «Довольно много бывает представителей естественнонаучных дисциплин, по-моему, в последнее время физиков и математиков стало даже больше, чем экономистов», — замечает доцент МИЭФ НИУ ВШЭ Алексей Белянин. В этом смысле к преподавателям зимней школы предъявляются особые требования: им нужно «держать внимание» крайне неоднородной аудитории. Как этого добиться?

«Всегда в аудитории есть процентов десять слушателей, которые понимают несомненно всё, что я говорю, и процентов двадцать, которые не понимают почти ничего, — рассказывает Алексей Белянин. — В этом мастерство преподавателя: построить занятие так, чтобы оно было интересно и удобоваримо для разных категорий слушателей. Хороший лектор сможет сделать так, чтобы в одном и том же сюжете человек, который не очень хорошо владеет инструментарием, одни вещи для себя почерпнул, а человек, хорошо владеющий инструментарием, — другие. Главное, чтобы слушателям было о чем подумать и чтобы у них была возможность подняться выше того уровня, на котором они находятся».

Кстати об уровне: Сергей Караганов полагает, что с каждым годом «публика на зимней школе становится более критичной и образованной». «У нас шел интенсивный диалог, — продолжает он. — Очень многих ребят беспокоит наша внешняя политика, они ощущают, что у России большие трудности и усиливается конфронтация, на эту тему они задавали мне много вопросов».

Обсуждение продолжилось и «в кулуарах» зимней школы. «Мы увеличиваем объемы добычи нефти, хотя нам это невыгодно, мы теряем рынки сбыта, и, чтобы привлечь покупателей, приходится еще снижать цены, — рассуждал один из участников школы, окруживших Караганова. — Зачем мы демпингуем? Почему не пытаемся урегулировать ситуацию?» 

Экономика – это больше, чем просто интересно и перспективно, это – стиль мышления, стиль жизни

Карачаровский Владимир Владимирович
Заместитель декана факультета экономических наук

Дискуссии по насущным вопросам можно было подслушать даже в столовой. Оказалось, что обед — самое подходящее время, чтобы поспорить, например, об атрибутах современного города, проблемах миграции, пенсионной системы и системы страхования. Впрочем, у гостей Воронова оставалось время и на другие занятия — вечерние прогулки по заснеженному комплексу, игру в «Мафию» и «Крокодила» и просто дружеские посиделки. А еще была возможность получить сведения о Вышке и ее программах из первых рук — не только от преподавателей, но и от действующих студентов и выпускников.

В качестве волонтера на зимней школе присутствовала, например, Александра Драганюк, которая учится в Школе востоковедения. «Я попала сюда, проявив инициативу и получив рекомендацию одного из членов студсовета, — рассказывает она. — Здесь я все время старалась напоминать ребятам, что в Вышке можно учиться еще и востоковедению. Тем более что на нашем направлении есть не только гуманитарная специализация, связанная с изучением языков и культуры Востока, но и экономическая».

Прямой задачи «конвертировать» всех участников школы в студентов магистратуры ВШЭ у организаторов нет. «Зимняя школа дает возможность включить "сарафанное радио", — поясняет Алина Щербакова. — Люди возвращаются в регионы, рассказывают друзьям о Вышке, и так повышается информированность абитуриентов о нашем университете». Взаимодействие с окружающей университетской средой, российской и в странах СНГ, — это «важная часть корпоративной культуры Вышки», добавляет Алексей Белянин.

И все же каждый год определенная доля участников зимних школ становится студентами ВШЭ. «Я знаю, что несколько самых талантливых наших студентов из регионов, которые теперь уже стали преподавателями, учеными, кандидатами наук, в свое время приняли решение поступать к нам в магистратуру именно на зимней школе, — говорит Сергей Караганов. — И если мы хотя бы двух-трех людей такого уровня привлекаем, это уже значит, что проведение таких школ себя оправдывает».

 

Алиса Сковородина, СПбГУ, факультет международных отношений

Я на четвертом курсе, пишу диплом и хочу определиться с поступлением в магистратуру, поэтому и приехала на эту школу. Узнала о ней в соцсетях: «ВКонтакте» кто-то сделал о ней перепост, я зашла на сайт и приняла решение в общем-то спонтанно, быстро отправила заявку. Честно скажу, на том этапе не особенно задумывалась о том, что именно здесь будет происходить. Но затем мне стало интересно, проводятся ли такие школы где-нибудь еще. Оказалось, что в Петербурге ничего подобного нет, да и в Москве по своему профилю я ничего особо не нашла. Здесь на школе я получила даже больше, чем ожидала: каждый день мы занимались с девяти до девяти у интересных преподавателей, которые не просто рассказывали о своих магистерских программах, но и читали лекции по самым разным тематикам.

 

Мария Тюлегенова, Кемеровский государственный университет

Я тоже выбираю, в какую магистратуру по международным исследованиям мне поступать. В Высшей школе экономики есть одна программа, которая меня особенно интересует, — «Европейские и азиатские исследования». Зимняя школа стала возможностью больше узнать о ней. А вообще об этом формате, который ВШЭ предлагает абитуриентам, я узнала еще года два назад. Мне кажется, что это хорошая площадка для того, чтобы узнать что-то новое и познакомиться с умными людьми. Конечно, Кемерово не самый близкий к Москве город, но у меня не было опасения, что эта поездка будет напрасной. Наоборот, я не сомневалась, что от ВШЭ можно ждать мероприятия только высшего класса, и мои ожидания оправдались. Я слежу за публикациями по своему направлению, и здесь на школе я могла встретить несколько профессоров, чьи статьи я не раз читала. В учебном плане все было на высшем уровне, и в первый же день у нас был тренинг, на котором участники знакомились друг с другом. Но если бы я могла дать совет организаторам, я бы посоветовала устраивать такой «тимбилдинг» каждый день.

 

Святослав Гладий, Санкт-Петербургский политехнический университет

Я решил немножко переформатировать свое обучение и пойти по другой стезе — не физической, а экономической, потому что увидел в ней преимущества по сравнению с тем, чем я занимаюсь сейчас. Если брать экономическое образование, то в России я вижу два топовых вуза: РЭШ и Вышка. Так что я начал смотреть, что у вас здесь происходит, какие есть олимпиады и зимние школы, и решил воспользоваться шансом узнать о Вышке больше. В Москве кипит жизнь, и преимущество Вышки в том, что здесь можно увидеть всех крутых лекторов, которые не оторваны от современной жизни и ориентированы на практику. Здесь нет бородатых дяденек, которые читают своим студентам то, что им самим читали сорок-пятьдесят лет назад. На зимней школе мне хотелось бы видеть больше исследователей, аспирантов, которые бы рассказывали об исследованиях, которые ведутся в Вышке, но мне очень понравились лекции Федора Лукьянова и Сергея Караганова о российской внешней политике. И очень полезным был разбор олимпиадных заданий по микро- и макроэкономике, мы пообщались с людьми, которые их составляют.

 

Артемий Орлов, МГУ, юридический факультет

Я не хочу бросать юриспруденцию, мне нравится, чем я занимаюсь, но мне кажется, что деловой мир имеет множество аспектов. Я уже в некотором смысле изучил его с точки зрения юридической науки и теперь хочу понять с экономической точки зрения. И единственное заведение, которое на таком высоком уровне занимается экономикой, соблюдая баланс между фундаментальностью знаний и их практическим применением, — это ВШЭ. На зимней школе были обзорные лекции, посвященные каждой из магистерских программ, что помогло мне составить представление о том, чему я могу научиться в Вышке. А кроме того у меня была возможность задать экспертам вопросы по экономической политике и международным отношениям, которые не так широко освещаются в массовых СМИ.

 

Анастасия Литвишкова, МГУ, Высшая школа государственного аудита

Мне понравилась сама идея школы: что все участники могут выехать за город, провести там несколько дней и за это время узнать обо всех программах сразу. На дне открытых дверей такой возможности нет — не хватает времени. А здесь каждую программу представлял ее руководитель, к тому же можно было расспросить реальных студентов, которые сами учатся в Вышке, и выпускников. У них можно было спросить что угодно и о чем угодно и получить честный ответ. А вообще здесь собрались очень интересные ребята со всей страны, будет здорово, если осенью мы с кем-нибудь из них окажемся одногруппниками.

 

Нарек Паносян, РЭУ имени Плеханова

Еще до бакалавриата у меня была мечта поступить в Высшую школу экономики, но в силу определенных причин (я тогда только переехал в Москву из Армении и не успел узнать о процедуре приема) мне этого сделать не удалось. Зато теперь есть возможность поступить в магистратуру, и я уже примерно определился, какое направление мне наиболее интересно — мировая экономика и торговая политика. Полученные знания я бы хотел использовать на практике, работая в сфере евразийской интеграции, ведь Армения недавно вошла в Евразийский экономический союз.

 

Андрей Владимиров, МГУ, факультет глобальных процессов

В Вышку многие пытаются пойти, чтобы почувствовать разницу: есть устойчивое мнение, что МГУ и Вышка существуют в разных парадигмах, это касается не только взгляда на международные отношения и политологию, но и в принципе философии вузов. Можно сказать, что я на зимней школе был в качестве агента разведки. Могу сказать, что слухи о различиях, с одной стороны, преувеличены, но с другой — имеют под собой основание. Подход и теория международных отношений различаются. Перед нами выступали профессионалы, не со всем, что они говорили, я могу согласиться, но в любом случае было интересно. Здесь созданы все условия, чтобы участники школы провели время с пользой.

Вам также может быть интересно:

«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»

В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»

В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024

26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.

«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.

На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии

В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.

Тест-драйв бизнес-образования: в Высшей школе бизнеса ВШЭ прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры

10 и 11 февраля в Высшей школе бизнеса прошла Зимняя школа — образовательный интенсив для поступающих в магистратуру от ведущих преподавателей Вышки и экспертов из бизнеса. Мероприятие состоялось при поддержке корпоративных партнеров магистерских программ — «Б1», «Яков и партнеры», Kept, «ЛитРес», Unilever, МТС, НЛМК, УГМК, NielsenIQ, Straumann Group, Aero, «Ростелекома» и АФК «Система».

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала соорганизатором зимней школы «Плавучего университета»

«Плавучий университет» — федеральный проект, помогающий студентам и молодым ученым погрузиться в научные исследования, связанные с науками о Земле, и побывать в большой экспедиции на борту научно-исследовательского судна. Но прежде чем попасть на борт НИС, нужно пройти подготовку и профессиональный отбор. Для тех, кто мечтает отправиться в научный рейс, и проводится зимняя школа.

Карин Кнайсль: «Нам нужно говорить друг с другом»

13–14 февраля экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль прочла студентам Вышки курс истории нефтяного рынка. Ранее она выступила в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему “Energy Is the Name of the Game: Geopolitics and Economics of the Energy Markets from 1911 to 2023”. HSE Daily публикует интервью Карин Кнайсль английской редакции портала ВШЭ, в котором она изложила свои взгляды на европейскую энергетическую политику, проблемы нейтралитета, кризис доверия, рассказала о личном опыте как публичной фигуры в глобальной политике и анонсировала свою новую книгу “Requiem for Europe”, которую планирует издать совместно с Вышкой.