• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На летних предметных школах ВШЭ старшеклассники сочетают учебу и отдых

В Учебном центре ВШЭ «Вороново» в Подмосковье завершились две предметные школы для старшеклассников — Летняя многопрофильная школа (коммуникации, социальные науки, экономика) и Летняя правовая школа. В августе состоится Летняя техническая школа, также преподаватели и студенты ВШЭ примут участие в работе школ для одаренных детей по разным предметам в Липецке, Воронеже, Красноярске и других городах.

Летние предметные школы ВШЭ для учеников 8-10 классов из России и стран ближнего зарубежья — это сочетание отдыха с занятиями, которые проводят студенты и преподаватели ВШЭ, в том числе ведущие профессора и руководители образовательных программ. В течение недели дети учатся писать научные тексты, проводить исследования, разбирают олимпиадные задания, участвуют в конкурсах и так далее. Одна из задач предметных школ — помочь выбрать профессию, направление подготовки и вуз. Образовательная составляющая и проживание — бесплатно (оплачивается только питание — около 6 тыс. рублей), участников отбирают по конкурсу — нужно заполнить анкету и написать небольшое эссе, почему вам интересно участие в летней школе.

Поскольку на Летнюю многопрофильную школу набирали учеников по трем направлениям — коммуникации, социальные науки или экономика, часть программы была общей для всех, а остальные занятия проводились раздельно для каждого профиля. В ходе деловых игр школьники могли погрузиться в профессию: попробовать себя в роли журналистов, психологов, брокеров, специалистов по ценным бумагам и так далее. По вечерам вместе с преподавателями играли в «Что? Где? Когда?» и моделировали четыре года обучения в ВШЭ с помощью профориентационной игры «Вышка: прохождение». Плюс к этому — прогулки, спорт, неформальное общение.

Летняя правовая школа (ее лозунг — «Лучшие летние каникулы в твоей жизни») была организована по аналогичной схеме, лекции чередовались с практическими занятиями. Например, последние два дня работы были посвящены Международному уголовному суду: первый день был лекционным, разбиралось устройство суда, а во второй день школьники моделировали его работу, выступая в качестве участников процесса. Наставниками команд были студенты факультета права, среди которых — представители команды ВШЭ, победившие в этом году в конкурсе «Модель Международного уголовного суда», итоги которого были подведены в Гааге.

В Летней многопрофильной школе 2015 года приняли участие 83 человека (было подано 845 заявок), в Летней правовой школе — 60 человек (330 заявок).

 

Из личного блога участницы Многопрофильной летней школы, десятиклассницы Алены Огаркиной:

День четвертый:

Я в восторге от сегодняшних лекций! Первая, казалось бы, на совсем мне неинтересную тему — экономика. Нам рассказывали о потенциале Китая, был краткий экскурс в историю, я даже стала разбираться во всех этих кривых ВВП и прочем. С легкой руки лектора занятие прошло быстро, воодушевленно.

Вторая лекция была уже по направлениям, мы сегодня обсуждали «выборы как коммуникацию и выборы как институт». Было немножко стыдно, что я подзабыла право, но быстро все вспомнила. Думаю, за счёт того, что тема лекции мне была в какой-то степени знакома и близка, материал казался интересным. И стоит сказать большое спасибо нашему лектору — Ольге Валентиновне (Афанасьевой — Прим. ред.) — за интереснейшую подачу материала, точное, понятное объяснение и понимание того, что мы иногда устаем!

Завершающая третья лекция была в виде электоральной игры, которую проводили вожатые и профессора. И я могу сказать, что эта игра — бомба! Действительно лучшее, что было за последние дни. Я была доверенным лицом при кандидате в президенты страны ЛМШ, в мои обязанности входило быть представителем моего подопечного, и я постаралась сделать все возможное для победы моего кандидата. В общем, получила массу эмоций, эти 2 часа (или сколько их было?) пролетели быстро, я даже ни разу на время не смотрела.

 

Из дневника Летней правовой школы:

После долгого и насыщенного дня участников ЛПШ-2015 ожидали вечерние мероприятия: на выбор были предложены парламентские дебаты и киноклуб. В зависимости от своих предпочтений ребята разделились — кто-то отправился на просмотр фильма, а кому-то предстояла жаркая дискуссия на актуальные правовые вопросы.

Киноклуб, организованный и проводимый Булатом Венеровичем Назмутдиновым, — мероприятие, без которого представить себе Школу просто невозможно. На первой встрече клуба ребятам был предложен фильм 2004 года «Вера Дрейк», повествующий о жизни добропорядочной женщины, которая помогает женщинам избавиться от нежелательной беременности. Поскольку действие разворачивается в Англии 50-х годов, главная героиня оказывается в настоящем аду, когда о её незаконной деятельности узнают власти. Фильм, номинированный на «Оскар» за лучший сюжет, не оставил никого равнодушным — обсуждение фильма проходило более часа.

Параллельно с киноклубом другие ребята участвовали в парламентских дебатах, проводимых по правилам Летней школы. В первой группе обсуждались темы особого мнения судей Конституционного суда РФ и вопрос о выдаче тел убитых террористов. Жюри отмечает несомненно высокий уровень аргументации и хорошо продуманную логику выступлений, а также артистичность и владение ораторским мастерством. В то время как ребята обсуждали судей Конституционного Суда РФ, в другой группе проходила дискуссия о том, необходимо ли соблюдать государственную тайну по отношению к погибшим военнослужащим во время действующего военного положения, а так же была поднята тема клонирования.

Вам также может быть интересно:

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».