• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На летних предметных школах ВШЭ старшеклассники сочетают учебу и отдых

В Учебном центре ВШЭ «Вороново» в Подмосковье завершились две предметные школы для старшеклассников — Летняя многопрофильная школа (коммуникации, социальные науки, экономика) и Летняя правовая школа. В августе состоится Летняя техническая школа, также преподаватели и студенты ВШЭ примут участие в работе школ для одаренных детей по разным предметам в Липецке, Воронеже, Красноярске и других городах.

Летние предметные школы ВШЭ для учеников 8-10 классов из России и стран ближнего зарубежья — это сочетание отдыха с занятиями, которые проводят студенты и преподаватели ВШЭ, в том числе ведущие профессора и руководители образовательных программ. В течение недели дети учатся писать научные тексты, проводить исследования, разбирают олимпиадные задания, участвуют в конкурсах и так далее. Одна из задач предметных школ — помочь выбрать профессию, направление подготовки и вуз. Образовательная составляющая и проживание — бесплатно (оплачивается только питание — около 6 тыс. рублей), участников отбирают по конкурсу — нужно заполнить анкету и написать небольшое эссе, почему вам интересно участие в летней школе.

Поскольку на Летнюю многопрофильную школу набирали учеников по трем направлениям — коммуникации, социальные науки или экономика, часть программы была общей для всех, а остальные занятия проводились раздельно для каждого профиля. В ходе деловых игр школьники могли погрузиться в профессию: попробовать себя в роли журналистов, психологов, брокеров, специалистов по ценным бумагам и так далее. По вечерам вместе с преподавателями играли в «Что? Где? Когда?» и моделировали четыре года обучения в ВШЭ с помощью профориентационной игры «Вышка: прохождение». Плюс к этому — прогулки, спорт, неформальное общение.

Летняя правовая школа (ее лозунг — «Лучшие летние каникулы в твоей жизни») была организована по аналогичной схеме, лекции чередовались с практическими занятиями. Например, последние два дня работы были посвящены Международному уголовному суду: первый день был лекционным, разбиралось устройство суда, а во второй день школьники моделировали его работу, выступая в качестве участников процесса. Наставниками команд были студенты факультета права, среди которых — представители команды ВШЭ, победившие в этом году в конкурсе «Модель Международного уголовного суда», итоги которого были подведены в Гааге.

В Летней многопрофильной школе 2015 года приняли участие 83 человека (было подано 845 заявок), в Летней правовой школе — 60 человек (330 заявок).

 

Из личного блога участницы Многопрофильной летней школы, десятиклассницы Алены Огаркиной:

День четвертый:

Я в восторге от сегодняшних лекций! Первая, казалось бы, на совсем мне неинтересную тему — экономика. Нам рассказывали о потенциале Китая, был краткий экскурс в историю, я даже стала разбираться во всех этих кривых ВВП и прочем. С легкой руки лектора занятие прошло быстро, воодушевленно.

Вторая лекция была уже по направлениям, мы сегодня обсуждали «выборы как коммуникацию и выборы как институт». Было немножко стыдно, что я подзабыла право, но быстро все вспомнила. Думаю, за счёт того, что тема лекции мне была в какой-то степени знакома и близка, материал казался интересным. И стоит сказать большое спасибо нашему лектору — Ольге Валентиновне (Афанасьевой — Прим. ред.) — за интереснейшую подачу материала, точное, понятное объяснение и понимание того, что мы иногда устаем!

Завершающая третья лекция была в виде электоральной игры, которую проводили вожатые и профессора. И я могу сказать, что эта игра — бомба! Действительно лучшее, что было за последние дни. Я была доверенным лицом при кандидате в президенты страны ЛМШ, в мои обязанности входило быть представителем моего подопечного, и я постаралась сделать все возможное для победы моего кандидата. В общем, получила массу эмоций, эти 2 часа (или сколько их было?) пролетели быстро, я даже ни разу на время не смотрела.

 

Из дневника Летней правовой школы:

После долгого и насыщенного дня участников ЛПШ-2015 ожидали вечерние мероприятия: на выбор были предложены парламентские дебаты и киноклуб. В зависимости от своих предпочтений ребята разделились — кто-то отправился на просмотр фильма, а кому-то предстояла жаркая дискуссия на актуальные правовые вопросы.

Киноклуб, организованный и проводимый Булатом Венеровичем Назмутдиновым, — мероприятие, без которого представить себе Школу просто невозможно. На первой встрече клуба ребятам был предложен фильм 2004 года «Вера Дрейк», повествующий о жизни добропорядочной женщины, которая помогает женщинам избавиться от нежелательной беременности. Поскольку действие разворачивается в Англии 50-х годов, главная героиня оказывается в настоящем аду, когда о её незаконной деятельности узнают власти. Фильм, номинированный на «Оскар» за лучший сюжет, не оставил никого равнодушным — обсуждение фильма проходило более часа.

Параллельно с киноклубом другие ребята участвовали в парламентских дебатах, проводимых по правилам Летней школы. В первой группе обсуждались темы особого мнения судей Конституционного суда РФ и вопрос о выдаче тел убитых террористов. Жюри отмечает несомненно высокий уровень аргументации и хорошо продуманную логику выступлений, а также артистичность и владение ораторским мастерством. В то время как ребята обсуждали судей Конституционного Суда РФ, в другой группе проходила дискуссия о том, необходимо ли соблюдать государственную тайну по отношению к погибшим военнослужащим во время действующего военного положения, а так же была поднята тема клонирования.

Вам также может быть интересно:

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.