• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ВШЭ по своей сути предпринимательский университет»

На конференции «Развитие инновационно-технологического предпринимательства в университетах» в Сколково состоялось подписание Соглашения о вступлении Высшей школы экономики в Ассоциацию предпринимательских университетов. Комментирует директор по инновациям и развитию предпринимательства ВШЭ Алексей Новосельцев.

— Ассоциация предпринимательских университетов России была создана в сентябре прошлого года. Изначально в ее состав входили только технические вузы, Высшая школа экономики в ассоциации пока единственный вуз, представляющий социально-экономический профиль. Почему Вышка оказалась в этой компании?

— На данный момент участниками Ассоциации предпринимательских университетов являются семь университетов: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, и теперь к ним присоединились Высшая школа экономики и Томский государственный политехнический университет (ТПУ).

Действительно, только Вышка в ассоциации не является техническим вузом. Но дело в том, что проявление так называемой «третьей (или предпринимательской) миссии» университетов — их способности обеспечить применение новых знаний во внешней среде и содействовать социально-экономическому развитию, напрямую не связано с профилем.

Все университеты-члены этой Ассоциации — поставщики технологий, решений, сервисов в инновационную систему страны, активно взаимодействуют с институтами развития, государственными корпорациями и компаниями. Кроме того, в их стенах готовятся кадры, необходимые для инновационного развития экономики и социальной сферы — инженерные, управленческие, предпринимательские.

Говоря об инновационном предпринимательстве, как о деятельности по созданию и выводу на рынок новых продуктов и удовлетворению запросов компаний и потребителей в новых видах услуг, следует рассматривать университет в качестве действующего игрока, поскольку он не только является генератором знаний в виде научных исследований и квалифицированных кадров, но и формирует специфическую среду, где проходят отбор лучшие, наиболее эффективные решения.

Вышка в этом смысле широко известна — как источник инноваций в сфере государственного управления, включая методы регулирования рынков, внедрение новых методов администрирования и предоставления услуг, технологии электронного правительства. Но мы также активны и в корпоративном секторе. Это, в частности, подтверждается значительным ростом заказов со стороны крупных корпораций, в том числе в связи с запуском программ инновационного развития и появлением технологических платформ.

Активная работа подразделений и работников университета по поиску задач и созданию новых решений, имеющих практическую значимость для соответствующих рынков — это и есть проявление предприимчивости. Задача самого университета заключается в поддержке творческих инициатив людей, способных реализовать инновационные проекты, тех самых предпринимателей, которые востребованы венчурными фондами и компаниями, заинтересованными в модернизации своих продуктов и систем управления.

Вступление НИУ ВШЭ в Ассоциацию предпринимательских университетов — это закономерный процесс, так как Высшая школа экономики по своей сути является предпринимательским университетом.

— В чем проявляется специфика предпринимательского университета?

— Как я уже упомянул, в теории выделяют три основные миссии современного университета. Во-первых, создание нового знания, во-вторых, трансляция этого знания в процессе обучения, и в-третьих, передача разработанного внутри вуза интеллектуального «продукта» в реальную экономику. Последняя задача прежде всего реализуется через инновационную деятельность университета — создание условий для разработки новых продуктов и технологий, внедрения прикладных решений, применяемых в экономике, в конкретных компаниях и предприятиях.

Эффективность этого направления можно оценить, например, при сравнении объемов финансирования, получаемого университетом от государства на свои фундаментальные исследования, с доходами, которые университет получает от выполнения работ на конкурентных рынках. С этой точки зрения Вышка является хорошей иллюстрацией работоспособности данной модели для университета социально-экономического профиля — больше шестидесяти процентов доходов НИУ ВШЭ составляют доходы от его рыночной активности, конкурсных заказов от государственных и корпоративных заказчиков.

— Можно ли уже на этом этапе говорить о каких-то ожиданиях и перспективах, связанных с вхождением НИУ ВШЭ в Ассоциацию предпринимательских университетов?

— Мы ожидаем, что ассоциация станет площадкой для диалога между партнерами — членами ассоциации и органами исполнительной власти, региональными и местными администрациями, что позволит наладить механизм частно-государственного партнерства применительно к деятельности университетов в инновационной сфере. Например, университеты пока не в состоянии выстроить самодостаточную модель организации так называемых spin-off компаний. На этапе от возникновения идеи и до принятия решения о создании бизнеса, возникает «мертвая зона», когда никто не может спрогнозировать, будет ли эта идея коммерчески успешной. На этой стадии профессиональные инвесторы еще не готовы вкладывать ресурсы и брать на себя дополнительные риски. Но именно в этот момент помощь со стороны системы особенно важна: выбрать ту идею, которая наиболее перспективна и востребована рынком, найти способ превратить ее в прототипы, опробовать их, максимально быстро отбросить неправильные решения, все это невозможно реализовать без механизма, включающего элементы государственной поддержки. Ассоциация предпринимательских университетов как раз могла бы стать хорошей площадкой для обсуждения подобных проблем и выработки решений, в том числе в целях развития государственной политики в области стимулирования инноваций.

Второй немаловажный момент — усиление партнерских связей между членами ассоциации. В частности, университеты могут успешно сотрудничать в крупных комплексных проектах, так как обладают взаимодополняющими компетенциями. Нет сомнений, что компетенции НИУ ВШЭ в области экономики и менеджмента помогут создать каркас для реализации комплексных проектов в интересах крупных корпораций, усилят возможности технических университетов в области прогнозирования, развития рынков, функционирования технологических платформ, построения международной кооперации. А инфраструктурная и финансовая поддержка со стороны Фонда «Сколково», очевидно, усиливает готовность участников к сотрудничеству.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

ВШЭ и корпорация EMC изучат рынок биоинформатики в России

Высшая школа экономики и Московский центр исследований и разработок ЕМС по облачным вычислениям и большим данным (Сколково) подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает создание проектно-учебной группы по биоинформатике. В состав группы вошли студенты и преподаватели ВШЭ.

Для попадания в топ мировых рейтингов ведущим вузам РФ нужны новые права и возможности

8 октября в Высшей школе экономики прошло второе общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты». Обсуждались, в частности, вопросы о привлечении в российские вузы иностранных студентов, о возможности аккредитации программ по новым направлениям подготовки и о присуждении ученых степеней ведущими университетами.

35%

российских вузов не имеют студенческих общежитий. Еще 6% высших учебных заведений оценили качество своего специализированного жилищного фонда как плохое.

32%

российских вузов ориентированы на подготовку кадров для областного и местного рынков труда. В 2008 году 44% вузов работали на область и город, где расположено учебное заведение.

Для принятия решений ректорам нужны точные данные о жизни университета

Во всех 15 ведущих университетах, участвующих в проекте по повышению международной конкурентоспособности российского образования 5/100, есть сотрудники, которые занимаются институциональными исследованиями своих вузов. В чем заключается их работа, рассказывает заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

2%

российских вузов остаются сегодня без молодых преподавателей. В  2006 году ситуация с наймом молодых сотрудников в вузах была гораздо сложнее: преподавателей моложе 35 лет не было в 74% высших учебных заведений.

38%

вузов не имеют ресурсов для инклюзивного образования. При этом еще 17% оценивают свои возможности для обучения людей с ограниченными возможностями как плохие.

73 000 рублей

в месяц. Такую зарплату, по мнению ректоров российских вузов, необходимо платить лучшим преподавателям.

3,6%

студентов российских вузов — иностранцы. С 2011 года доля иностранных студентов в университетах страны увеличилась на 1,2 процентных пункта.