• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему можно поучиться у стерхов и пчел

10 октября курс лекционных четвергов ВШЭ в музеях Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжила лекция доцента кафедры социальной истории ВШЭ Олега Воскобойникова под интригующим названием «Праведные пчелы и правильные стерхи».

Необычное место для проведения лекции, а именно Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла, было выбрано неслучайно. В своем выступлении Олег Воскобойников рассматривал проблемы развития познания и религии в Западной Европе в Средние века.

Существует устойчивое представление об эпохе Средневековья как о периоде безразличного отношения ко всему земному, в том числе к красоте окружающего мира. Этот стереотип имеет свои основания, лектор привел в пример случай с известным французским богословом XII века Бернардом Клервоским, который, согласно легенде, проехал мимо прекрасного Женевского озера, не заметив его по причине того, что размышлял о вере. Действительно, многие средневековые духовные деятели рассматривали любопытство как порок и одну из ступеней к грехопадению.

Вместе с тем XII век во многом стал периодом начала возрождения духовной культуры, в особенности благодаря деятельности клириков, которым удавалось сочетать духовную сосредоточенность с пытливостью ума и любопытством, не нарушая канонов веры. «Ты, Господь, познал этот мир не потому, что он существует, а он существует потому, что Ты его знаешь», сказано в одной из средневековых поэм.

Любое природное явление или творение рассматривалось богословскими мыслителями в Средние века как показатель «непреложной благости Бога». Бога, который подавал человеку знаки, помогая ему познать и улучшить и самого себя, и общество в целом. В пример можно привести сборник так называемых «экземплов» (притчевых баек) под названием «Общее благо о пчелах». Пчелы в качестве символа были выбраны неслучайно, они, по мнению средневековых мыслителей, живут по законам, во многом схожим с человеческими  — например, правитель редко появляется в обществе и, старея, передает бразды правления более молодому, но опытному сородичу. Жертвенность пчелы, погибающей, когда ее жало остается в теле жертвы, нередко сопоставлялась с жертвенностью Христа (в отличие от ос, считавшихся одним из порождений Люцифера).

Другими существами, поведение которых сопоставлялось в средневековой нравоучительной литературе с жизнью общества, были птицы. Воскобойников привел ряд примеров (проиллюстрировав их изображениями в средневековых миниатюрах и мозаиках) — это, скажем, и грифоны, фигурирующие в историях об Александре Македонском, и мифическая птица-феникс. Особое внимание лектор уделил труду Фридриха II, посвященному соколиной охоте и, в частности, тому, как приучить соколов охотиться на журавлей-стерхов. И в этой книге поведению животного придается особый смысл, явно проецируемый на жизнь общества. Так, если вожак перелетной стаи стерхов (именуемый в трактате «герцог») чувствует, что устал, то перемещается назад и его сменяет во главе клина другая птица.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука