Создавая будущее сегодня
Семинар FutureToday стал логическим завершением цикла Карьера{anticrisis}. На первых семинарах и тренингах представители крупных компаний — партнеров ЦРК обсуждали со студентами Вышки и других ведущих вузов Москвы такие вопросы, как написание резюме, прохождение собеседования, особенности трудового законодательства, деловой дресс-код и т.п. Заключительный семинар подвел итог всем предыдущим, ответив на главный вопрос: «Что делать?»
Партнер FutureToday Екатерина Шуберт рассказала о трех ключевых составляющих успеха молодого специалиста. По ее мнению, это напористость, креативность и профессионализм. Именно эти качества позволят выпускнику вуза обогнать на карьерной дистанции многих опытных специалистов.
Ну, положим, напористости нашим студентам действительно не занимать. Да и свежих креативных идей у них всегда хватает. А вот как быть с профессионализмом? Как быть, если опыт работы у студента на момент выпуска так и не появился? Ведь мониторинг карьеры выпускников ГУ-ВШЭ 2008 года, например, показывает, что 32% студентов не имеют работы на момент выпуска. Ответ таков: нужно показать работодателю свою способность быстро и с энтузиазмом научиться исполнять свои обязанности так, чтобы уже в обозримом будущем начать приносить компании прибыль.
Следующий важный вопрос: куда пойти работать? Какие компании продолжают набирать персонал и не закрывают программы стажировок для студентов и выпускников? Г-жа Шуберт рассказала, что такие программы до сих пор работают на рынке телекоммуникаций, в FMCG-секторе, а также в сфере продаж и логистики. Кстати, существует статистика, которая говорит, что большинство CEO (исполнительных директоров) начинали свой карьерный путь именно с отделов продаж, а не с каких-либо других. Современные же студенты боятся идти в продажи. А все потому, что их пугает уже само слово, все думают, что это либо стояние у прилавка, либо «Гербалайф». Мало кто пытается узнать, чем же на самом деле занимаются отделы продаж. За такой информацией, советует Екатерина Шуберт, стоит обращаться прежде всего непосредственно на сайты компаний.
Студентов также интересовал вопрос о том, как устроиться на работу, какие каналы трудоустройства стоит использовать. Вообще самым популярным каналом являются личные связи. В условиях кризиса, считает г-жа Шуберт, знакомые, преподаватели, однокашники продолжают оставаться эффективным каналом трудоустройства, и эти связи нужно использовать в первую очередь. Хотя еще год назад все hr-специалисты советовали выходить на открытый рынок труда, поскольку такой способ закаляет характер молодого специалиста и позволяет ему получить объективную оценку себя, своих навыков и своей компетенции. А вообще целесообразно совмещать все способы — тогда точно без работы не останетесь!
Семинар прошел чрезвычайно интересно, хотя вниманием студентов он был несколько обделен — получить совет от специалиста пришли около 15 студентов. Видимо, помешала сессия, которая была в самом разгаре.
Скоро заканчивается учебный год, а уже в мае подходит к концу весенний карьерный сезон. Еще не поздно, однако, зарегистрироваться для участия в предстоящих мероприятиях. Информация о них публикуется на сайте Центра развития карьеры. Кроме того, свои пожелания о том, как можно улучшить работу Центра развития карьеры в следующем году, вы можете присылать по адресу hsecareer@gmail.com с пометкой «Пожелания 2009».
Алексей Фабристов, Центр развития карьеры ГУ-ВШЭ
Фото автора