Увидеть концерт со сцены
Фильм, вышедший на экраны в 1978 году, снят в жанре фильма-концерта. По мнению Григория Либергала этот «самый стойкий жанр кинодокументалистики» немало содействовал выживанию документального кино с 60-х по 80-е годы ХХ века, пока не сформировался прокат артхаузных документальных картин.
«Последний вальс» — прощальный концерт канадской группы The Band, которую в Советском Союзе по понятным причинам практически никто не знал. А во всем остальном мире, повально увлеченным рок-музыкой и рок-культурой, репутация коллектива была очень высока. Неслучайно полдюжины пластинок группы и по сей день находятся в списке сотни лучших музыкальных альбомов за всю историю ХХ века. Музыкальные критики всегда отмечали неповторимый сплав блюза, кантри и рок-н-ролла в композициях The Band.
В день Благодарения, 25 ноября 1976 года, в Сан-Франциско коллектив музыкантов, переживающих творческий кризис после многолетних непрерывных гастролей, объявил о прекращении концертной деятельности. Учитывая место, которое группа занимала тогда в рок-музыке, это стало главным событием года в западной музыкальной культуре. Вместо двух тысяч билетов было продано пять, в зале собрались поклонники группы, любители рока и те, кто хотел увидеть друзей коллектива — Эрика Клэптона, Ринго Старра, Боба Дилана, Рона Вуда и многих других рок-звезд первой величины.
Мартин Скорсезе, который тогда еще не был всемирно известен, параллельно снимал свой исторический мюзикл «Нью Йорк, Нью-Йорк» и сумел организовать уникальные съемки концерта, пригласив на один вечер семерых лучших операторов из разных стран мира. Режиссер хотел сосредоточить все внимание картины на музыкантах группы, и это ему вполне удалось. Практически весь фильм снят крупными и средне-крупными планами, так что можно рассмотреть не и капли пота на лицах музыкантов, и то, как меняется их настроение, выражение глаз по ходу концерта. Фильм прекрасно и чутко передает особую атмосферу любви, объединяющую музыкантов The Band — и к музыке, которую они исполняют, и друг к другу, и к друзьям, пришедшим спеть и сыграть вместе с ними в последний раз. Опьянение от музыки, невероятное обаяние людей, принадлежащих к особому братству рок-музыкантов и занятых любимым делом — основные впечатления от картины.
Кроме съемок самого концерта Мартин Скорсезе вмонтировал в фильм пять интервью — с каждым музыкантом коллектива, и они по очереди вспоминают разные истории из своей гастрольной жизни и выступлений на самых разных сценах. Группа гастролировала в течение 16 лет, первые 8 из которых они играли в барах, танцзалах и всяких забегаловках.
«Мы хотели, чтобы это был не просто концерт, а праздник, на который придут не просто наши друзья, а люди, оказавшие самое большое влияние на музыку нашего поколения», — говорит в интервью Робби Робертсон, соло-гитарист и автор песен группы.
«Жизнь на колесах не может продолжаться вечно, — скажет он чуть позже. — Этот невозможный образ жизни унес Джимми Хендрикса, Элвиса Пресли и других выдающихся музыкантов».
В отличие от подавляющего большинства фильмов этого жанра, сознательно выстроенных на взаимодействии музыкантов со зрительным залом, Скорсезе практически не снимает публику. Один раз, в самом начале картины, была показана километровая очередь за билетами, а потом зрители попадали в поле зрения камеры, только если оператор снимал музыкантов со спины. Поэтому во время просмотра кинофильма зритель видит музыкантов не из зала, а со сцены.
Монтажом картины Скорзесе занимался полтора года. За это время успел выйти тройной альбом группы под тем же названием, который по рейтингам продаж стал платиновым. Кстати название альбома, концерта и фильма — «Последний вальс» — объясняется тем, что музыканты, прощаясь с публикой, сыграли композицию в ритме вальса, старомодного и трогательного, который, как последний аккорд, заканчивал «сценарий» их гастрольной жизни и служил началом жизни новой.
Просмотр картины занял около 2-х часов, но обсуждение не состоялось не только потому, что зрители устали. Просто добавить к увиденному было нечего. Все, кто остался в зале после первых оглушительных рок-аккродов, получили удовольствие от музыки, оценили великолепную операторскую работу, выдающийся звуковой монтаж фильма и были благодарны Григорию Либергалу за выбор картины для показа.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ