• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя экономическая школа: лабораторная работа

Во время Зимней экономической школы абитуриенты магистратуры встретились, в том числе, с  сотрудниками научных лабораторий Вышки во главе с директором по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марией Юдкевич.

Пообщаться с будущими магистрами приехали представители шести исследовательских лабораторий факультета экономики. Коллективы лабораторий — это в основном студенты, аспиранты и молодые преподаватели,  и кому как не им рассказывать о Вышке.

Об этом — в интервью М. Юдкевич, а также других представителей лабораторий.

— Какова была цель поездки на зимнюю школу?

— Будущие студенты — нормальные люди, их, как мы решили, должны интересовать не только учебные планы и возможности, но и то, с кем они будут учиться, в какую атмосферу они попадут и какие замыслы, помимо чисто учебных, смогут реализовать. Кроме того, студенту со студентом проще поговорить, проще задать вопросы, которые не задашь уважаемому профессору… А таких вопросов — и наша встреча с участниками школы подтвердила, что мы не ошиблись, — должно было быть множество. Наконец, мы хотели показать, что различные учебные направления предоставляют разные возможности. Лаборатории у нас все по большей части очень юные и очень разные. И всегда можно найти такую команду, какая подойдет именно тебе.

— Расскажите, как возникла идея создания научно-учебных лабораторий в ВШЭ.

— Идея возникла из интереса и инициатив студентов по организации собственных исследовательских проектов, в которых они могли бы принимать участие наравне с аспирантами и прочими "старшими товарищами". Именно из идеи формирования кооперативной академической среды, в которой у разных людей появляется возможность высказываться на равных, работать на равных и на равных же отвечать за результаты, и родились первые лаборатории.

Об этом я и рассказала на встрече с участниками школы, затем каждая лаборатория сделала презентацию на несколько минут о том, чем они занимаются, какое направление представляют и в чем их уникальность. После чего мы разбились на группы (а всего участников было около 80-ти человек), в результате  получилось шесть групп — по количеству лабораторий. Вокруг представителей лабораторий собралось по полтора десятка человек, и ребята задавали вопросы. Разговор был живой, народ не стеснялся, люди дрейфовали между группами. Но самое интересное, как мне кажется, началось на кофе-брейке, когда пошли неформальные вопросы и разговоры.

— О чем в основном спрашивали гости?

— Вопросы были очень разные: о том, как поступить,  как организован процесс обучения, как попасть в лабораторию и чем она занимается. Были сугубо научные вопросы, ребята рассказывали, чем они занимаются и просили посоветовать литературу по теме. А когда пошел чай-кофе, я слышала уже более личные вопросы, многие пытались посоветоваться, как им поступить в той или иной жизненной ситуации.

— Каковы итоги поездки?

— Я считаю, что поездка удалась, и вообще разговор удался, потому что стало понятно: люди идентифицируют Вышку с той особой академической атмосферой,  которую мы пытаемся создать и передать. Ко мне подошла девушка из одного московского вуза, которая сказала: "Я никогда не задумывалась, что можно так устроить научную жизнь для нас, студентов, я бы очень хотела попробовать себя в такой работе, потому что это здорово". И стало понятно, что люди, которые выбирают между несколькими вузами, в том числе, ориентируются на это.

 — А если говорить о "внутренней" пользе, для вас и ребят из лабораторий?

—  Нам это было полезно  — я имею в виду ребят,  — потому что они лучше познакомились между собой, ведь люди разных специализаций мало общаются друг с другом. Кроме того, выяснилось, что, хотя у нас все лаборатории считают, что они очень открытые и ждут всех желающих, со стороны все выглядит очень элитным и закрытым, такими специальными клубами. Для меня это определенный сигнал  — подумать над тем, как сделать информационные каналы более доступными и увлекательными. Наконец, ребята осознали, что, хотя они занимаются разными проблемами, есть некоторые вещи, которые им интересно обсудить вместе.

— Какое у вас как у человека, который  провел не одну школу, ощущение от организационной стороны дела?

— Я видела, что практически все ребята ходят на все мероприятия, вопросов всегда было больше, чем времени, чтобы на них ответить. К примеру, и Якобсону, и Ясину пришлось прервать беседу, иначе они бы не уехали никогда.

— Скажите, были ли люди, которых вам хотелось бы увидеть в своей лаборатории?

— Мы всегда рады видеть у нас в ЛИА новых единомышленников. А на школе я видела заинтересованных людей, которые понимают, что они хотят, уже получили очень хорошее образование и теперь осознанно подходят ко второму образованию и выбирают тот вуз, который может дать максимум. Поэтому если кто-то из них придет к нам, думаю, это будут интересные и содержательные люди.

Своими впечатления от школы поделились и другие представители лабораторий.

— Чем в основном интересовались слушатели школы?

Мария Семенова (Лаборатория институционального анализа экономических реформ):

— Получилось так, что больше всего расспрашивали о том, как поступить. Их можно понять, они увидели ребят, которые не намного их старше и могут знать какие-то тонкости. Но кроме этого было и немало вопросов о деятельности лабораторий.

Дарья Рощина (Лаборатория исследований рынка труда):

— На школе ребята (помимо вопросов о поступлении и расписании) просили рассказать про специализацию "Прикладная экономика", чем мы занимаемся, какие темы сейчас в работе в лаборатории, как вообще нам живется в Вышке. 

Мария Солнцева (Лаборатория корпоративных финансов):

— С участниками зимней школы в основном общались о возможных способах их взаимодействия с лабораторией, обсуждали условия полноценной работы в лаборатории, формы участия в проектах для тех, у кого нет возможности посвящать работе много времени. Было особенно приятно слышать о желании сотрудничества от тех ребят, которые собираются поступать в магистратуру на другие кафедры, но очень хотят прочувствовать исследовательскую атмосферу лаборатории и присоединиться к какому-либо проекту.

Екатерина Духанина (Лаборатория макроэкономического анализа):

— В основном участники школы интересовались организацией деятельности в лаборатории, форматом  семинаров, когда и где они проходят, кто может придти в лабораторию и кем стать, чем заниматься, какие проекты реализуются, каковы их результаты, много ли времени отнимает научная деятельность и т.д. Некоторые ребята подходили уже с конкретными (и неплохими!) темами для исследований, интересовались, смогут ли найти единомышленников среди сотрудников лаборатории, кто уже занимается этим вопросом или просто интересуется данной темой. И, как ни странно, у нас такие люди находились! Были, конечно, новые идеи, которые с большой вероятностью могут развиться в самостоятельное исследование. Всех тянущихся к науке участников школы мы приглашали на семинары. Спрашивали ребята также о магистерских программах, и наши магистры охотно о них рассказывали.

Елена Дрябина (Лаборатория исследования проблем инфляции и экономического роста):

— Вопросы были трех типов. Первый вопрос, который интересовал молодых людей, — содержательный, по тематике нашей лаборатории. В частности, откуда в России инфляция. На эту тему была очень длинная и интересная дискуссия. Второй тип вопросов касался содержания тех проектов, которые реализует лаборатория, и вообще тематики конкретных работ — причем некоторые люди выразили очень живой интерес, и это, конечно, было очень приятно. Третий — вообще относительно Вышки, что в ней хорошего.

Виктор Лапшин (Лаборатория по финансовой инженерии и риск-менеджменту):

— Спрашивали в основном о наших направлениях и о текущей финансовой ситуации в мире. Многие интересовались перспективами финансовых рынков, доллара и т.п. Некоторые подходили и спрашивали совета по своей научной работе, если тематика была смежной. Задавали общие вопросы об обучении и поступлении.

— Что бы вам хотелось пожелать абитуриентам, поступающим в магистратуру?

Илья Прахов (Лаборатория институционального анализа экономических реформ):

—  Ни пуха ни пера. Желаю удачно сдать экзамены и летом стать студентами и студентками первого курса магистратуры. Это — во-первых. А во-вторых, хочу пожелать будущим студентам больше терпения и упорства, ведь учиться в магистратуре непросто. Но если поставить себе определенную цель, то в результате все получится. Дерзайте!

Сергей Солнцев (Лаборатория исследований рынка труда):

— Удачи в поступлении в Вышку. А затем максимально полно использовать возможности Вышки, в том числе, участвовать в работе интересных им лаборатории.

Евгения Животова (Лаборатория корпоративных финансов):

— Мне бы хотелось пожелать абитуриентам смелости, упорства в достижении целей. Ведь ничто не достается легко, если поставленная цель стоящая. К тому же, если учитывать достаточно высокую мотивацию студентов, можно только посоветовать не отступать, тем более, если это интересно. Тогда все получится. Ну и, конечно, желаю постоянно совершенствовать свои познания в интересующей области.

Дмитрий Веселов (Лаборатория макроэкономического анализа):

— Я хотел бы пожелать сегодняшним абитуриентам магистратуры сделать правильный выбор (специализации и факультета). Для этого я советую им просмотреть учебные планы, расписания, персональные страницы преподавателей. Кроме того, рекомендую сформулировать для себя цель обучения в магистратуре и убедиться в том, что заявленная цель совпадает с целью выпускающей кафедры (факультета). 

Станислав Михеев (Лаборатория исследования проблем инфляции и экономического роста):

— Абитуриентам мне бы хотелось пожелать приобщаться к западной культуре исследований и образования, так как все основные исследования проходят в развитых странах и имеют некоторый стандартизованный формат. Это поможет оставаться в курсе современных направлений экономики, а также иметь некоторое представление о том, что в целом происходит в мире. Это большой плюс, потому что экономика — глобальная наука. Еще один совет для абитуриентов: попытаться сразу определить, чем они хотят заниматься после окончания и куда пойти — в бизнес или науку. Мне кажется, что выбор магистратуры должен еще исходить и из того, где можно потом применить полученные знания наилучшим образом.

Владимир Науменко (Лаборатория по финансовой инженерии и риск-менеджменту):

— Я бы пожелал абитуриентам магистратуры, чтобы их выбор был в полной мере осознанным.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ