?
Связь ценностей и планируемого эмиграционного поведения у студенческой молодежи трех стран. Часть I. Введение в проблему
Выявление психологических механизмов формирования эмиграционных намерений молодежи – важное условие прогнозирования и профилактики ее оттока за рубеж. Цель исследования – сравнительный анализ связи компонентов планируемого эмиграционного поведения с ценностями у студенческой молодежи в различных социокультурных контекстах. В исследовании приняли участие 658 студентов вузов в возрасте от 18 до 25 лет. Это были граждане Беларуси (n = 208, 25% юношей, средний возраст 19.8), Казахстана (n = 200, 26% юношей, средний возраст 20.5), России (n = 250, 25% юношей, средний возраст 20.0). Планируемое эмиграционное поведение оценивалось с помощью одноименного авторского опросника, разработанного на основе теории А. Айзена. Для диагностики индивидуальных ценностей использовалась сокращенная версия “Опросника портретных ценностей” Ш. Шварца (“PVQ-21 – ESS”). Использовался статистический пакет IBM SPSS 23 и программа IBM SPSS Amos 23, проводился анализ различий (ANOVA), мультигрупповой конфирматорный факторный анализ и мультигрупповой путевой анализ.
Выявлены различия в выраженности компонентов планируемого эмиграционного поведения, а также общие и культурно-специфические связи этих компонентов с ценностями у студентов трех стран. В данной части статьи представлены результаты тестирования мультигрупповой модели авторского опросника «Планируемое эмиграционное поведение» и кросс-культурного анализа выраженности ценностей и компонентов планируемого эмиграционного поведения у студентов трех стран. Подтверждена конфигурационная, метрическая и скалярная инвариантность мультигрупповой модели опросника. Выявлено, что у студентов из России менее выражено (чем у белорусов и казахстанцев) поведение по реализации эмиграционного намерения и представления об одобрении их возможного переезда со стороны значимых других. Данные о связи ценностей и компонентов планируемого эмиграционного поведения у студентов трех стран будут представлены во второй части статьи и опубликованы в следующем номере журнала.