?
Современное источниковедение: поиск универсальных оснований научного знания
С. 70-82.
Rumyantseva M., В кн. : Источниковедение.ru. : М. : [б.и.], 2013.
Анализируется специфика русской версии неокантианства в сравнении с Баденской школой. Выявлен интерес русских неокантианцев (А.И. Введениский, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин, В.М. Хвостов) к проблеме объекта гуманитарного познания, исследуемого с точки зрения принципа "признания чужой одушевленности". Рассмотрена выстроенная на этой основе источниковедческая концепция А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919) ...
Added: February 19, 2014
Rumyantseva M., Журнал социологии и социальной антропологии 2019 № 5 С. 154-179
The article continues the theme of reception and development of the epistemological concept of source studies of A.S. Lappo-Danilevsky in Scientific and pedagogical school of source studies, initiated by the report at the conference “Academician A.S. Lappo-Danilevsky in the History of Science and Culture, to the 150th Anniversary of his Birth” (St.-Petersburg. SPb. State. univ., ...
Added: November 1, 2020
Pavlovskaya S. V., Вестник Университета Российской академии образования 2010 № 2 С. 60-62
The problems of the man are examined in the context of the state development, human inner world, and perception of historical events. The researcher has used their private sources such as diaries, memoirs and letters which reflect the levels of spiritual life and psychology of people living in individual historic ages. ...
Added: October 18, 2012
Rumyantseva M., В кн. : Історіографічні та джерелознавчі проблеми історії України. Професійна етика історика у міждисциплінарному просторі. : Днепропетровск : Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2013. С. 131-142.
The paper identifies two approaches in the formation of subject fields of historiography’s source studies, which differ according to their religion and paradigmatic grounds and, respectively, on the methodological and ethical consequences. First – inside the disciplinary framework of historiography, in which historiography’s source studies is formed quite traditional way, by analogy with the so-called ...
Added: March 26, 2015
Rumyantseva M., В кн. : Проблемы методологии и источниковедения в историческом исследовании: сб. матер. ежегод. науч. семинара Самарского регионального отделения Российского общества интеллектуальной истории. : Самара : Самарская гуманитарная академия, 2011. С. 97-107.
Анализируется трансформация дисциплинарного статуса источниковедения от вспомогательной исторической дисциплины к самостоятельной субдисциплине исторической науки и методу исторического познания. Рассматривается структуралистская концепция источниковедения, основанная на выявлении видовой природы исторических источников. Источниковедение как строгая наука противопоставляется идиографической логике исторического нарратива. ...
Added: March 17, 2013
Rumyantseva M., В кн. : Актуальные проблемы источниковедения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 8-9 окт. 2015 г. : Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. С. 9-11.
Studied the problemof the formation of the source study as historical science subdiscipline in connection with the problematization of the historical source as an empirical object of historical knowledge. Transformation source study in research area based on the modification of the understanding of the object of study: the historical source – through the types of ...
Added: March 15, 2016
Rumyantseva M., В кн. : Источниковедение. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. Гл. Раздел 1. С. 17-121.
Traced the formation and transformation of disciplinary status of the source study. Discovered the meaning of basic concepts of source study: a historical source, the system of types of historical sources, the empirical reality of the historical world. Considered the problem of the classification of historical sources. ...
Added: March 15, 2016
Rumyantseva M., В кн. : Історіографічні та джерелознавчі проблеми історії України. Професійна етика історика у міждисциплінарному просторі. : Днепропетровск : Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2013. С. 131-142.
The paper identifies two approaches in the formation of subject fields of historiography’s source studies, which differ according to their religion and paradigmatic grounds and, respectively, on the methodological and ethical consequences. First – inside the disciplinary framework of historiography, in which historiography’s source studies is formed quite traditional way, by analogy with the so-called ...
Added: March 15, 2016
Лаппо-Данилевский А. С., М. : РОССПЭН, 2010
Фундаментальный труд А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919) целостно представляет оригинальную концепцию исторического познания, в основе которой лежит учение об историческом источнике как феномене культуры, произведении человека. Труд основан на лекционных курсах, которые А.С. Лаппо-Данилевский читал в Санкт-Петербургском университете в начале XX века. 2-й том содержит вторую часть труда «Методы исторического изучения». ...
Added: March 12, 2013
Kazakov R. B., В кн. : Историческая наука и образование в России и на Западе: судьбы историков и научных школ. : М. : Институт всеобщей истории РАН, 2012. С. 178-181.
Анализируются «Размышления об истории науки, ее задачах, методах построения и педагогическом значении (Лекция, читанная преподавателям средних учебных заведений, съехавшихся в С. Петербург 10-17 июня 1906 г.)». Неопубликованные лекции по истории науки представляют собой теоретические (философский и теоретико-исторический интерес) и практические мотивы их чтения и реализуют практику источниковедческого построения курса лекций по истории наук, в частности по историографии. ...
Added: May 28, 2012
Rumyantseva M., В кн. : Стены и мосты - VI: практика междисциплинарных исследований в истории. : М. : Изд-во РГГУ, 2018. С. 188-196.
Цель статьи – проанализировать использование А.С. Лаппо-Данилевским идей и концепций психологии при разработке оригинальной концепции методологии истории, базирующейся на понимании исторического источника как объективации психики.
Проблемное поле – источниковедение историографии.
Основная проблема – способы обращения А.С. Лаппо-Данилевского к трудам по психологии.
Вывод о превалировании иллюстративного использования материала над рецепции идей. ...
Added: June 30, 2018
Rumyantseva M., Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки 2017 № 5 (166) С. 44-51
Traced the transformation of the source study – from component of the methodology of history in the second half of XIX – early XX century – in the discipline/subdiscipline of historical science in the 1950-1970s and then, at the turn of XX–XXI centuries – in the scientific direction in correlation with the change of models ...
Added: March 9, 2018
СПб. : Интерсоцис, 2019
В сборник вошли исследования и материалы, посвященные биографии и научному наследию академика Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863–1919). Основная часть публикаций представляет доклады на Всероссийской междисциплинарной научной конференции «Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества» (Санкт-Петербург, 3–5 октября 2019 г.).
Для всех интересующихся историей русской науки, философии,
социологии, историографией. ...
Added: March 18, 2020
Togoeva O., В кн. : Человек читающий: между реальностью и текстом источника. : М. : Институт всеобщей истории РАН, 2011. С. 163-175.
Дан стилистический анализ документальных, исторических и художественных источников XV-XVII вв., посвященных данной теме - возникновению культа святой. Многие из них также впервые введены в научный оборот. ...
Added: September 5, 2013
Лаппо-Данилевский А. С., М. : РОССПЭН, 2010
Фундаментальный труд А.С. Лаппо-Данилевского (1863-1919) целостно представляет оригинальную концепцию исторического познания, в основе которой лежит учение об историческом источнике как феномене культуры, произведении человека. Труд основан на лекционных курсах, которые А.С. Лаппо-Данилевский читал в Санкт-Петербургском университете в начале XX века. 1-й том содержит первую часть труда «Теория исторического знания». ...
Added: March 12, 2013
Rodionova N. A., В кн. : Проблемы источниковедения и историографии. Вып. 5.: Калининград : Издательство Российского государственного университета им. И. Канта, 2009. С. 5-14.
Ю.Л. Сазонова-Слонимская, выдающийся литературный критик и публицист, с 1924 г. жила в Париже ( в эмиграции – с 1920 г.), активно публиковалась в русских периодических изданиях во Франции. Публицистика Ю.Л. Слонимской представляет интерес для исследователя в плане изучения проблемы межкультурного взаимодействия. Пытается осмыслить трагедию России, исходя из особенностей национального характера русских, сравнивает его с особенностями ...
Added: August 19, 2013
Gorizontov L., В кн. : Гуманитарные чтения РГГУ-2010. Теория и методология гуманитарного знания. Россиеведение. Общественные функции гуманитарных наук. Сборник материалов. : М. : РГГУ, 2011. С. 333-341.
Одним из наиболее распространенных и серьезных аргументов против исторического изучения предметного поля современности является утверждение об отсутствии репрезентативной источниковой базы. Показательно, что и студенты, с первого курса специализирующиеся по постсоветской истории (этого в РГГУ удалось добиться и для запускаемой в 2009/2010 уч.г. программы бакалавриата), порой выражают желание заниматься более ранними и, следовательно, «классическими», с точки ...
Added: June 2, 2013
Rumyantseva M., Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки 2012 Т. 154 № 1 С. 130-141
A research of the Russian version of neukantianism as special conception, the , principle of studing the Different formulated by A.I. Vvedensky, application of this conception by I.I. Lapshin and A.S. Lappo-Danilevsky for the methodology of history. ...
Added: February 25, 2013
Rumyantseva M., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2012 № 1 (9)
Цель статьи – анализ когнитивной природы исторического источника. Показана неадекватность дискурсивного клише «отражение действительности в историческом источнике» современному уровню когнитивистики, обосновано понимание исторического источника как феноменологической конструкции на основе восприятия его как объективированного результата творческой активности человека. ...
Added: March 18, 2013
Kazakov R. B., Rumyantseva M., Новое литературное обозрение 2013 № 124(6/2013)
27 января 2013 года в день 150-летия со дня рождения русского историка, методолога, педагога, организатора науки, профессора, академика Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863—1919) Научно-педагогическая школа источниковедения — сайт Источниковедение.ru открыла виртуальный «круглый стол» для обсуждения восприятия концепции А.С. Лаппо-Данилевского и реализации его идей в разных сферах гуманитарного знания в XX — начале XXI в. (Источниковедение.™ [Электронный ...
Added: January 28, 2014
М. : [б.и.], 2013
Страница Научно-педагогической школы источниковедения ...
Added: February 19, 2014
Danilevsky I., В кн. : Российская историческая энциклопедия. Т. 1.: М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. С. 252-252.
Александро-Невская летопись - летописный сборник 17 в., принадлежащий Александро-Невской лавре. ...
Added: November 30, 2013
Kazakov R. B., Rumyantseva M., Новое литературное обозрение 2013 № 6(124) С. 432-439
Аналитический обзор докладов круглого стола "Идеи А.С. Лаппо-Данилевского в интеллектуальных контекстах XX–XXI веков", приуроченного к 150-летию со дня рождения историка-методолога и проведенного Научно-педагогической школой источниковедения - сайт Источниковедение.ru и кафедрой теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории РГГУ. ...
Added: February 19, 2014
Rumyantseva M., Диалог со временем 2014 № 46 С. 7-16
A research of the methodology of history of A.S. Lappo-Danilevsky within the russian version of the neukantianism. Its main characteristic is the source studies. The interpretation of the sources of historical studies is found within the phenomenology. ...
Added: June 29, 2014