?
Проблема Я и другие тайны (Языковые игры: не с нулевой ли суммой?)
С. 157-194.
Личность, свобода, Оно, Я, Сверх-Я, бессознательное, предсознание, сознание, творчество.
Zinchenko V. P., В кн. : Современная реальность и жизненный путь человека. Психологические аспекты. Материалы Международной научно практической конференции (19-20 апреля 2012 г.). : Тула : Тульский государственный университет, 2012. С. 11-47.
В статье рассмотрено взаимодействие топологических структур Я и Сознание и их отношение к поведению, творческой деятельности и личности. Проведено сравнение психологических и психоаналитических взглядов на эти проблемы. Главный мотив статьи – свобода Я и его роль в осуществлении свободного действия. ...
Added: May 24, 2012
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Added: October 10, 2012
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
The said article is devoted to the investigation of personality intellect attitude capable of cultural innovations. Attitudes for knowledge, understanding, interpretation, dialogue, reflection, wit and creation are taken into account in the article. The article also grounds that in its harmonious development, two-way influence and in the integrating role of the attitude for creation they ...
Added: December 6, 2012
Semenov I. N., В кн. : Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 416-464.
Представлен философско-методологический, историко-научный и теоретико-прикладной анализ развития проблематики взаимосвязи исследовательской и практической психологии на материале изучения такой инновационной области современного человекознания как рефлексивно-психологический подход к экспериментальному исследованию развития творческого мышления и личности. Поставлена конструктивноая роль взаимодействия исследовательской и практической психологии при разработке психолого-педагогического обеспечения развития рефлексивности мышления и личности в условиях инновационного образования и управления. ...
Added: January 13, 2016
Bystrov A., Право и современные государства 2017 № 6 С. 24-31
В статье разбираются взгляды на право одного из главных теоретиков анархизма XX века - А.А. Борового. В первой части раскрываются основные положения правопонимания ученого: автором предпринимается попытка определить место, которое занимает феномен права в концепции анархо-гуманизма. Приводятся аргументы, которые позволяют классифицировать воззрения А.А. Борового в рамках социально-психологического типа правопонимания. Вторая часть посвящена анализу социальной антиномии ...
Added: November 30, 2017
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 74 № 2 С. 71-85
«Attainment of oneself» has not been systematically examined in psychology. Since that, the paper is aimed to reveal the importance of studying it in actual sociocultural context and the humanities. The «attainment of oneself» is considered as holistic, mediated by reflection “I” abilities realization in the field of leading life relationships. «New pesronology» is research ...
Added: September 14, 2013
Semenov I. N., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Added: June 7, 2017
Semenov I. N., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 335-374.
Представлен историко-научный анализ развития проблематики связи и дифференциации восприятия и рефлексии в процессе психологического познания психики в европейской философии и психологии. Поставлена проблема взаимодействия восприятия объекта и самовосприятия субъекта в сознании человека и методологически обосновано ее онтологическое решение в целях разработки исследовательской программы теоретико-экспериментального изучения психологии индивидуальности. ...
Added: November 1, 2015
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Added: November 26, 2012
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Added: October 3, 2017
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Added: November 1, 2015
Semenov I. N., Pavlov I., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
The article presents epistemological and methodological analysis of biography and psychological and pedagogical ideas of the famous scientist-humanistician of Silver Age of the Russian culture Konstantin Ventsel. The paper provides characteristics of the philosophical and pedagogical theory of liberal education and pedagogical practice of liberal school developed by Ventsel from the point of view of ...
Added: September 12, 2017
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2016 Т. 86 № 2 С. 123-137
The article presents results of the study of the life potentials of the personality connected with its ability to generate and recreate representations. The article offers the model of the capabilities of the conscious and unconscious images and image processes. The model is based on the theoretical explication of the relevant philosophical and psychological ideas ...
Added: November 24, 2016
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Starovoytenko E. B., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
The paper discusses the problem of personality development in its reflexive aspect and realization of its capacities within relationship with another person. Methodological bases of the study are psychology of personality, ontology and philosophy of life, existential philosophy; philosophy of language, phenomenology. Being a part of "general personology", a new area of psychological science, the ...
Added: November 16, 2013
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Апинтилиесей К., Вопросы философии 2019 № 10 С. 132-141
Статья посвящена до сих пор недостаточно изученным отношениям Николая Бердяева – неустанного критика индивидуализма и коммунистического коллективизма, сторонника идей личности и общинности – и французского философа Эммануэля Мунье – представителя движения Esprit, в 1930-е годы провозгласившего своей целью осуществление персоналистской и коммунитарной революции во Франции и за ее пределами. Концепция Н. Бердяева рассматривается автором как ...
Added: October 30, 2019
Porus V. N., Культурно-историческая психология 2012 № 2 С. 104-112
Spirituality is one of the key concepts in cultural historical psychology; however, its definition remains the subject of controversy. Most approaches simply reproduce the meaning of spirituality adopted in various religions (especially in Christianity). In this case spirituality is understood as a feature of human beings, something high spirited and positive, implying the infinite perspective ...
Added: December 2, 2012
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Added: March 19, 2014
Isaeva A. N., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
The article is devoted to the transformation of modern thinking becouse of development of the virtual space of life. Clip thinking is considered as phenomenon of 21st century’s «digital personality» which constitutes and formatted by media space. The paper is devoted to understanding of deficits and potentials of «clip thinking». Potential of symbolic thinking that ...
Added: November 5, 2015
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Zinchenko V. P., В кн. : Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского. : М. : РОССПЭН, 2012. С. 360-387.
Анализируется соотношение между непосредственным и опосредованным в деятельности, сознании и личности. Задачи преодоления «постулата непосредственности», которые решались культурно-исторической психологией, теорией установки и теорией деятельности, привели к «постулату опосредования». Оба постулата неполно отражают ход психологического развития человека, работу его сознания. Непосредственное и опосредованное рассматриваются в статье как равно необходимые условия развития психики. Большое внимание уделено природе ...
Added: October 24, 2012
Porus V. N., Вопросы философии 2022 № 9 С. 36-46
Анализируется подход академика В. А. Лекторского к проблеме соотношения духовности и рациональности. Он различает «светское» и религиозное понимания этой проблемы. Общее между ними в том, что духовность как высший уровень, достигаемый свободным развитием личности, определяется ориентацией на сверх-индивидуальные ценности. Религия называет источником этих ценностей Абсолют, а светская культура – «духовное производство». От Абсолюта нет прямого ...
Added: September 23, 2022