?
"Оно должно вот так продолжаться и продолжаться…» (О функциях школьного преподавания родного языка)
Forum for Anthropology and Culture. 2008. No. 9. P. 185-203.
Баранова В. В.
Важная часть языковой политики государства - двуязычное образование, включающее, с одной стороны, доступ к доминирующему языку, а, с другой, - школьное преподавание на языках меньшинств или только самих языков. Во многих регионах мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, при которой школьное преподавание не способствует овладению исчезающим языком, однако положительно оценивается членами сообщества. В статье рассматриваются особенности школьного преподавания миноритарных языков в РФ на примере двух идиомов - нивхского и калмыцкого. Интервью с родителями, учениками, бывшими учениками и учителями позволяют описать школьное преподавание родного языка как процедуру поддержания идентичности сообщества.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
английский
Ключевые слова: этническая идентичностьethnic identityschool educationnivkh languagekalmyk languagelanguage politicslanguage preservationнивхский языккалмыцкий языкязыковая политикашкольное преподаваниесохранение языка
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Балакина Ю. В., Гронская Н. Э., Региональные исследования 2018 Т. 62 № 4 С. 28-35
Представляемое исследование посвящено проблеме самоидентификации этноязыковых групп в условиях современного города. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления альтернативных факторов, влияющих на сохранения языка и идентичности малочисленных групп в урбанистической среде. Объектом исследования была выбрана польская этноязыковая группа, так как самоидентификация в этом случае зависит от набора противоречивых факторов и разнонаправленных тенденций. Результаты исследования показали, что самоидентификация ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Баранова В. В., Mongolica Pragensia. Linguistics, Ethnolinguistics, Religion and Culture 2015 Vol. 8 No. 2 P. 57-76
The paper focuses on the pathways of grammaticalization of the verb of speech gi- in Kalmyk. Analyzing the similarities and the differences between pathways of grammaticalization forms with verb gi- ‘say’, this paper is an attempt to shed some light on the network of constructions that synchronically co-exist in Kalmyk. I argue that Kalmyk gi- is the source for ...
Добавлено: 12 марта 2016 г.
М. : ИНИОН РАН, 2015
Рассматриваются социокультурные аспекты вербальной коммуникации в странах современной Европы, статус основных европейских языков, проблемы выживания миноритарных языков в условиях глобализации. Анализируется языковая сторона национальных конфликтов.
Для лингвистов различных специальностей, преподавателей, аспирантов и студентов. ...
Добавлено: 23 марта 2018 г.
Учебное пособие разработано для программ повышения межкультурной компетенции подростков. Материал пособия направлен на развитие у школьников навыков межкультурного общения, формирования позитивного отношения к культурному разнообразию, преодоление межкультурных конфликтов через развитие толерантности и повышение культурной сензитивности.
В основу представленных учебных материалов положены результаты научных исследований положены результаты научных исследований, выполненных в рамках проекта РГНФ № 110600718а "Межэтническая ...
Добавлено: 23 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Mediterranean Journal of Social Sciences 2014 Vol. 5 No. 22 P. 140-148
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Баранова В. В., Урало-алтайские исследования 2015 Т. 3(18) С. 7-17
В статье представлено описание различных случаев включения русских элементов в калмыцкий язык: заимст- вований, спонтанных заимствований, переключения кодов. Наблюдения в двуязычном сообществе показывают, что переключение кодов чрезвычайно распространено в калмыцких поселках. С функциональной точки зрения пере- ключение кодов представляет собой коммуникативную стратегию, а структурно (спонтанные) заимствования полу- чают фонетическое и морфологическое оформление. Существуют две модели ...
Добавлено: 20 февраля 2016 г.
Баранова В. В., / НИУ ВШЭ. Series WP BRP "Linguistics". 2015. No. 24.
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 2 С. 54-64
В статье представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязей различных видов социальной идентичности (этнической, гражданской и идентичности с местом) со стратегиями аккультурации (ассимиляцией и интеграцией) и показателями психологической адаптации (удовлетворенностью жизнью и самоуважением) русских в двух социокультурных контекстах — Латвии и Грузии. Участниками исследования стали 320 русских Латвии (M = 42,89; SD = 21,19) и 312 русских ...
Добавлено: 30 июня 2019 г.
В статье приводится обзор теоретических концепций, разработанных в развитие концепции языковой личности с целью исследования социальных и этнических аспектов данного понятия. Обсуждается ряд эмпирических положений, показывающих высокую теоретическую и практическую ценность этой концепции для понимания социальных характеристик языковой личности. Приводимые эмпирические данные доказывают, что личность многогранно реализует свою индивидуальность в речевой деятельности. Особое внимание уделяется ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Коллективная монография посвящена анализу проблемы этнической идентичности в современной Африке и ее роли в консолидации (или ослаблении) единства нации. Начиная с 90-х годов прошлого века актуализация идей этнического национализма и традиционализма в социокультурной и политической сферах (определяемая рядом авторов как «взрыв национализма») продемонстрировала несовершенство конструктивистских подходов, господствовавших в изучении проблематики наций. Культурные основания современных наций ...
Добавлено: 16 марта 2018 г.
Корниенко Д. С., Вестник Челябинского государственного университета 2013 № 33 (324) С. 51-56
Рассматривается проблема этнической идентичности студентов, русских и коми-пермяков, в связи с местом проживания. Этническая идентичность рассматривается как компонент этнического самосознания. Выборку исследования составили 326 человек. Сравнение групп с учетом места проживания показывает значимые различия по показателям ‘позитивная этническая идентичность’ и ‘национальный фанатизм’. Факторы ‘этнос’ и ‘место проживания’ взаимодействуют по переменной ‘позитивная этническая идентичность’. ...
Добавлено: 6 ноября 2014 г.
Котова М. В., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 257-264
В современной отечественной исследовательской практике возрастает интерес к применению шкальных методик измерения этнической идентичности, особенно в масштабных опросах. Шкальные методики удобны для применения, однако уязвимы с точки зрения достижения конструктной валидности. В отечественных журналах не представлена дискуссия по применению и валидизации такого рода методик для изучения этнической идентичности. Настоящая статья содержит анализ зарубежного опыта по ...
Добавлено: 21 ноября 2013 г.
Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014
Представлены доклады и сообщения, ставшие предметом обсуждения на Четвертой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии", прошедшей в Смоленске 30-31 мая 2014 г. В сборник вошли статьи ученых из России и зарубежных стран: Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Израиля, Казахстана, Кореи, Литвы, Молдовы, Польши, Чехии, Украины, Узбекистана, в которых отражены результаты теоретических и эмпирических исследований ...
Добавлено: 1 июня 2014 г.
Кандыбович С. Л., Гайдамашко И. В., Российский психологический журнал 2017 Т. 1 № 14 С. 108-123
В статье представлено исследование этнической идентичности и этноаффилиативных мотивов у студентов коми-пермяков и русских. Этническая идентичность рассматривается как представления и установки индивида относительно его этнической группы. Активное осознание этнической идентичности происходит в юношеском и молодом возрасте, при этом большинство исследователей уделяют внимание динамике этнической идентичности в более младшем возрасте. По результатам ряда работ процесс обучения ...
Добавлено: 8 декабря 2017 г.
М. : Российский университет дружбы народов, 2012
Представлены результаты исследования, показывающие, что что социальная креативность и жизнестойкость являются важными факторами самореализации личности в межкультурном пространстве. Способы данной самореализации также зависят от ситуации межкультурного взаимодействия. И в ситуации затрудняющей проявление собственной этничности этот процесс становится менее осознанным, более противоречивым, принимающим более экстремальные формы. Высокий уровень социальной креативности и жиззнестойкости помогают преодолеть эти сложности, сформировать ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Лепшокова З. Х., Альманах современной науки и образования 2012 Т. 11 № 66 С. 132-136
Статья раскрывает механизм взаимосвязи выраженности и позитивности этнической и гражданской идентичностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В результате эмпирического исследования выяснилось, что высокий уровень позитивной гражданской идентичности связан с мультикультурной установкой по отношению к мигрантам, тогда как высокий уровень этнической идентичности связан с сегрегационной установкой по отношению к мигрантам. ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Лепшокова З. Х., Национальный психологический журнал 2021 Т. 42 № 2 С. 61-75
Контекст. Идентичность и контакты в исследованиях порой рассматриваются через призму заложенного в них конфликтогенного потенциала для межгрупповых отношений, приводящих к предубежденности и эксклюзии, особенно в обществах, в которых есть этнические группы с разным статусом. Тем не менее, все же есть определенные механизмы взаимодействия и идентификации, которые могут потенциально смягчить или свести на нет эти вредные ...
Добавлено: 18 июня 2021 г.
Чеботарева Е. Ю., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2014 № 2 С. 13-17
В статье представлены результаты изучения связей субъективного благополучия с такими факторами межкультурной коммуникации, как этническая идентичность и коммуникативная толерантность, а также с некоторыми личностными чертами. Основную положительную роль в межкультурной коммуникации играет удовлетворенность людей получаемой ими социальной поддержкой, которая находится в обратной связи с проявлениями экстремистских форм этноидентичности и многих проявлений нетолерантности. Напротив, удовлетворенность повседневной ...
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Григорьев Д. С., Мир образования - образование в мире 2015 Т. 59 № 3 С. 75-85
В статье представлены результаты изучения влияния аккультурационных профилей мигрантов, а также разной продолжительности пребывания в принимающей стране на уровень их социоэкономической адаптации. Данные полученные в ходе социально-психологического опроса русскоязычных мигрантов в Бельгии были обработаны с помощью кластерного анализа, в результате чего были получены три группы мигрантов с соответствующими аккультурационными профилями: интеграционный, ассимиляционный и сепарационный. Было ...
Добавлено: 4 июля 2015 г.
Ненашева Т. А., Меркулова Э. Н., Ежегодник финно-угорских исследований 2017 Т. 11 № 4 С. 81-96
Статья посвящена изучению функций транслингвизма в поэтическом тексте. Представлены результаты анализа русскоязычного творчества ряда современных поэтов финно-угорских и самодийских этносов уральской языковой семьи. Исследование проведено на материале произведений удмуртских, вепсских, ханты, манси, саами, ненецких поэтов. Теоретической базой работы послужили концепция языка как транслокального мобильного ресурса (Я. Бломмаерт), теория индексальности (М. Сильверстин), теория транслингвизма, конструктивистская теория ...
Добавлено: 22 декабря 2017 г.
Васильева Е. Н., Нижегородское образование 2015 № № 2 С. 72-80
В статье рассматривается специфика этнических, социальных (толерантность) и семейных установок юношей 16-17 лет-представителей различных конфессий. Автор рассматривает сочетание данных установок как основу для формирования осознанной гражданской позиции и толерантности у учащихся в процессе школьного обучения. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности этнической идентичности, специфика образа своей будущей семейной роли и уровень толерантности ...
Добавлено: 17 января 2016 г.
Павлова Е. Б., Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре 2012 № 1(81) С. 111-122
В статье делается попытка представить основные тенденции развития политической антропологии в Бразилии. Делается вывод, что бразильским ученым удалось создать из метисации серьезный политический проект, изначально нацеленный на внутреннюю политику, а сейчас логично встраивающийся во внешнеполитические задачи. Лидерство страны, где метисы – основа этнонациональной идентичности, логично в регионе, объединенном принципом метисации. ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.
Галяпина В. Н., Хожиев Ж. Ж., Культурно-историческая психология 2017 № 4 С. 15-27
В статье представлены результаты изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, этнических стереотипов на выбор мигрантами из Средней Азии в Московском регионе аккультурационных стратегий, а также влияние данных стратегий на их адаптацию. В исследовании участвовали 105 узбеков и 96 таджиков (N =201). Были использованы шкалы из опросника проекта MIRIPS. Путевой анализ в программе ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Стефаненко Т. Г., Тумгоева Т. А., Котова М. В., Национальный психологический журнал 2017 Т. 28 № 4 С. 45-56
Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. ...
Добавлено: 1 марта 2016 г.