Глава
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике
Межпредметные связи математики с другими дисциплинами вуза являются средством реали- зации профильного подхода к обучению. Они позволяют мотивировать обучение математике и на этой основе сформировать прочные базовые знания, достаточные для профессиональной деятельности, для продолжения образования, позволяют решать задачи по воспитанию и развитию личности студентов. В статье рассматриваются различные аспекты проблемы межпредметных связей, дана их обобщенная характеристика, выделены особен- ности путей их установления при обучении математике.
В статье приводятся варианты вступительных экзаменов по математике и физики, которые проводились в МИЭМе в 2005 г.
В настоящее время теория вероятностей и математическая статистика (стохастика) завоевали важные позиции в науке и прикладной деятельности, сопряженной со многими областями жизнедеятельности общества. Теоретические идеи, методы и результаты стохастики используются не только во многих естественных и технических науках, но и в экономике, социологии, демографии, планировании, организации производства, связи, а также лингвистике и археологии. Сейчас без достаточно развитых представлений о случайных событиях и их вероятностях, без хорошего представления о том, что явления и процессы, с которыми мы имеем дело, подчиняются сложным законам теории вероятностей, невозможна продуктивная деятельность людей ни в одной сфере жизни общества. Современная действительность требует от школы человека думающего и действующего, а не только знающего. Именно осмысление, обдумывание и понимание стохастических задач и проблем развивает комбинаторное мышление, необходимое в современном мире повсеместно. Школьник, обладающий основными стохастическими навыками, использует их в жизни с гораздо большей частотой, что в свою очередь вызывает снижение тревожности ребенка при принятии необходимых решений. Учителя математики отводят стохастике вспомогательную, инструментальную роль в экспериментах школьников, не уделяя внимание формированию стохастической компетентности учащихся в полном объеме. Проведенное исследование показало, что стохастическая компетентность будущего учителя требует особого внимания и специальной методики.