Глава
Социология Макса Вебера
В главе рассказывается о жизни и научной деятельности Макса Вебера — немецкого социолога, философа, историка, политического экономиста, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в 20 веке.
В 1975 г. знаменитый немецкий социолог Хельмут Шельски опубликовал книгу "Работу делают другие". В этой книге исследование проблем интеллектуалов сопрягается с исследованием государственной бюрократии. Шельски говорит о том, что интеллектуалы превратились в "новый клир", противопоставляют себя образованному чиновничеству и хотят господствовать, не неся никакой сопряженной с господством ответственности. Большую книгу Шельски можно было воспринять и как научный трактат, и как памфлет. И то, и другое было бы справедливо, но только отчасти. Сейчас, по прошествии многих лет, и научная, и идеологическая составляющие этой книги кажутся несколько устаревшими. Однако она по-прежнему представляет интерес не только как памятник эпохи, свидетельство острой идейной борьбы середины 70-х гг., но и как определенная теоретическая платформа, на которой, пожалуй, нельзя впрямую основывать никакие исследования, но которую не следует игнорировать в теоретической и прикладной исследовательской деятельности. Одну из частей своей книги Шельски назвал "Анти-социология". Он действительно занял критическую позицию по отношению к современной ему социологии в ФРГ, и это резкое размежевание с коллегами дорого ему обошлось.
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огюста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.
В сборнике научных статей материалов конференции представлены доклады и сообщения аспирантов, преподавателей, доцентов, профессоров, научных сотрудников, посвященные широкому кругу проблем методологии, теории и истории социологической науки. Статьи опубликованы в авторской редакции.
Рекомендуется специалистам в области методологии, теории и истории социологии, а также всем интересующимся современными научными теориями и разработками в сфере социально-гуманитарного знания.
Глава посвященная российскому либерализму прослеживает историю российской либеральной мысли и отражения в ней контекста имперского разнообразия на протяжении XIX-начала XX вв. В главе анализируется процесс заимствование стратегий европейского либерального универсализма и развитие рамки национального либерализма как ответа на проблемы империи. Автор утверждает, в истории российского либерализма была и отличная от национального либерализма парадигма, которую можно обозначить как парадигму имперского либерализма. Именно эта парадигма позволила российским либералам найти свое место в имперской политике начале XX века, несмотря на противоречия контекста массовой политики и классического либерализма. В главе впервые вводится в научный оборот исследованная автором транснациональная генеалогия проекта «Великой России»П.Б. Струве.
В настоящей статье автор изучает теоретические основы критического отношения Ганса Кельзена к социологической юриспруденции. Такое отношение основывается на ошибочном и устаревшем понимании Кельзеном предмета социологии и особенно социологии права. Социолого-правовые идеи Вебера, Эрлиха и других выдающихся представителей социологии права выходят далеко за пределы тех границ, что Кельзен отвел для социологии права.
Используя методологический инструментарий социологии знания, в статье рассматриваются принципы формирования учебных планов по социологии в двух российских провинциальных университетах. Авторы обсуждают проблему разработки национальных образовательных стандартов, а также выдвигают ряд тезисов о специфике российского высшего профессионального социологического образования.
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огюста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.