Глава
Модели эндогенного роста, их развитие и перспективы
Моделирование экономического роста в ресурсозависимой экономике является одним из наиболее актуальных направлений экономических исследований в современной России. Теория эндогенного роста (экономический рост, темпы которого на длительную перспективу определяются функционированием самой системы) пытается объяснить причины роста параметра эффективности труда, ответственного за долгосрочный экономический рост. В качестве возможных объяснений предлагается результат деятельности сектора исследований и разработок, внешние эффекты от капитала или выпуска, накопление неконкурентных благ. Модели эндогенного роста бывают односекторные, двухсекторные и трехсекторные; в статье рассматриваются их осбенности и различия.
В книге
Рассматриваются существующие методы моделирования влияния на экономическое поведение моральных норм и обосновывается целесообразность их расширения путем учета их потенциальной роли в координации экономических взаимодействий и много# мерности моральных характеристик экономических агентов. В качестве иллюстрации применения такого подхода предлагается модель рынка коррупционных услуг с образованием коррупционных коалиций, основой которых служат локальные коллективные моральные нормы.
Во втором томе коллективной монографии представлен анализтенденций развития ведущих стран Европы, выявлены характеристики национальных моделей и то влияние, которое оказывают на национальное развитие процессы глобализации и европейской иинтеграции. Особое внимание уделено тенденциям трансформации политических институтов, динамике общественных настроений и механизмам преодоления последствий финансово-экономического кризиса конца 2000-х гг., а также таким ключевым вопросам политической повестки дня европейских стран, как иммиграционное регулирование и политика интеграции иммигрантов, реформа системы образования и пересмотр приоритетов энергетической политики.
Если говорить об экономической модели как системе общественных отношений по поводу присвоения, производства, распределения и перераспределения материальных благ, то она связана с определенным образом материального благосостояния жизни общества. Как показывает практика индустриального и постиндустриального этапов развития, рыночная экономика - это наиболее эффективная форма достижения более высокого материального уровня человеческого сообщества. В Конституции РФ 1993 г. была закреплена модель рыночной экономики либерального толка. Данная модель должна была наполниться конкретным содержанием (нормативным и институциональным), а также получить «привязку» к реальным условиям российской социально-экономической и политической действительности. В дальнейшем она неоднократно пересматривалась, но, резюмирует автор, общественный выбор экономической политики в нашей стране опирается на определенный конституционно-правовой механизм. Основная проблема его действия - следование общим конституционным ценностям народовластия, приоритета прав личности, демократизма, справедливости и принципам социально ориентированной рыночной экономики. Вместе с тем доминирование идей «вертикали» власти, размытость института ответственности за экономический выбор и отсутствие соответствующего уровня договороспособности в политической практике значительно снижают потенциал этого конституционного института.
Для понимания дальнейших путей развития российской экономики важен ответ на вопрос, насколько поставленные руководством страны стратегические цели совместны с тем, что доминирующими статьями российского экспорта являются сырье и энергоносители. В работе изучаются возможные последствия государственной политики в области регулирования деятельности энергетического сектора. Основным инструментом исследования являются динамические модели макроэкономики, в частности, трехсекторная модель экономического роста, построенная авторами на базе известной двухсекторной модели Мацуямы, а также односекторная модель рамсеевского типа.
Статья о том, почему «социальное рыночное хозяйство» считается оригинальной моделью экономики, которая была придумана германскими экономистами и реализована в ФРГ после Второй мировой войны. Автор задается вопросами: Существовало ли сколько-нибудь четкое представление об этой модели до реформ, которое затем систематически использовалось (или не использовалось) при создании хозяйственного порядка в Германии? Было ли оно всеобщим или каждый понимал эту «модель» по-своему? И насколько можно считать социальное рыночное хозяйство оригинальной немецкой концепцией?
В статье предлагается вероятностная модель прогнозирования характеристик денежного потока, необходимых для принятия финансовых решений.
Большую часть ХХ в. исландская экономика демонстрировала относительно высокие темпы роста. Сами исландцы склонны видеть основу своего благополучия в наследии переселенцев из Норвегии, которые еще в Х в. особым законом закрепили права собственности на открытые ими новые земли. С середины ХIII в. страна не знала войн и кровопролития. Напротив, годы Второй мировой войны совпали с периодом относительного процветания исландской экономики, а военная база НАТО, размещенная здесь во времена холодной войны, давала работу двум тысячам ис- ландцев и вносила ощутимую прибавку в бюджет страны. Определяющими в регулировании экономики были меры по преодолению последствий природных катаклизмов - извержений вулканов, эпидемий и т.п. С включением страны в мировое хозяйство к неблагоприятным природным факторам постепенно присоединились и экономические риски. Страна пережила несколько волн эмиграции и ряд серьезных финансовых потрясений, что определяло понимание ценностей устойчивой модели развития. Сегодня этот экономический императив исландцы вновь познали на собственном печальном опыте. Выросшие на сомнительной финансовой почве исландские банки в одночасье рухнули в октябре 2008 г., хотя еще за месяц до кризиса показывали прибыль. Встряску получила и вся экономика в целом, а главное - изменилось мироощущение самих исландцев. Происходивший в 2000-2008 гг. рост банковских активов, резкое увеличение заграничных инвестиций и последовавший коллапс, спровоцированный мировым кризисом, сделал Исландию хрестоматийным образцом финансового пузыря. Вместе с тем на ее примере кризис обнажил фундаментальные проблемы мировой экономики. Речь идет об устойчивом развитии малых стран, о выборе ими стабильной экономической модели, о преимуществах и рисках независимой денежной политики, о векторе развития моносырьевых экономик. Кризис поставил задачу создания новой модели для послекризисного развития Исландии. Ее предстоит решать правительству социал-демократов и левых "зеленых", которое на волне народного недовольства пришло в начале 2009 г. на смену коалиции, управлявшей страной до этого три десятилетия.