Глава
Метрический репертуар советской башкирской поэзии
В статье с помощью количественных методов анализируется метрический репертуар советской поэзии на башкирском языке.
В книге
В настоящий сборник вошли статьи, подготовленные с использованием материалов поэтического корпуса Национального корпуса русского языка. Авторы статей прослеживают на обширном материале историю отдельных слов в языке поэзии, анализируют разные аспекты поэтической грамматики и семантики, рассматривают некоторые формальные параметры русского стиха.
Сборник предназначен для специалистов в области лингвистической поэтики, стиховедения, а также для тех, кто интересуется современными средствами и методами изучения художественной речи.
В статье описывается исследовательская программа формализованного (лингвостиховедческого с опорой на статистику) описания башкирской поэзии XX века.
Перевод статьи Гронаса, в которой выдвигается и обосновывается гипотеза о том, почему верлибр так и не прижился массово в русской поэзии, в отличие от других западноевропейских литератур.
Статья посвящена рассмотрению пушкинской эпиграммы «Стих каждый повести твоей…», написанной в поддержку Баратынского и его финляндской повести «Эда» (1824-1826). В статье подробно рассматривается история восприятия Пушкиным "Эды", его отношение к стихово-синтаксическим поискам Боратынского в поэме и ее ранних редакциях. На основе анализа различных контекстов, в которых эпиграмма писалась и публиковалась, показана множественность ее потенциальных адресатов, к которым, помимо Ф. В. Булгарина, можно причислить А. А. Бестужева и С. П. Шевырева.
Работа посвящена исследованию эволюции особенностей рифм клаузул в лирике Б. Пастернака. Показано, на какие периоды творчества приходятся максимум и минимум разнообразия типов клаузул и форм рифмовки. Описаны основные тенденции этого явления в поэзии Пастернака.
Сборник тезисов международного научного конгресса, посвященного 100-летию русской формальной школы.
В статье предпринята попытка рассмотреть то, какие части речи оказываются в позиции мужских, женских, дактилических клаузул на материале русской поэзии XIX и XX вв. В работе показано, что распределение частей речи в рифме зависит не только от акцентного строения слова, но также и от поэтического языка конкретного автора.
Данная статья посвящена анализу употребления дактилических клаузул (окончаний стихотворных строк, ударение в которых приходится на третий слог от конца) в русской поэзии первой четверти XX века. Для рассмотрения были выбраны тексты девяти авторов: Н. Асеева, А. Ахматовой, К. Бальмонта, Н. Гумилева, Н. Клюева,
О. Мандельштама, С. Парнок, Б. Пастернака, И. Северянина. В работе приводится частота употребления дактилических клаузул, рассмотрено, какие части речи оказываются на месте дактилической рифмы и в какой грамматической форме они употребляются. Полученные данные показывают, что дактилическая клаузула – это не только важный параметр, который характеризует эпоху в целом, но и важный признак индивидуального поэтического языка каждого автора.