Глава
О роли теневого сектора в развитии переходной экономики
Теневая экономика представляет собой недекларируемую и потому не облагаемую налогами часть экономики. Как в старом, так и в новом секторе подавляющее большинство предприятий частично не декларирует свою продукцию. Финансовые рынки, в значительной степени, играют роль инструмента легализации скрытых доходов и их частичного возврата в декларируемую часть экономики. Важной задачей, на взгляд автора, является изучение механизмов, влияющих на решение предприятия о степени его включенности в теневую экономику, а также анализ роли теневой экономики в экономическом развитии.
В книге
В работе выполнен эмпирический анализ связи удовлетворенности жизнью с выбором незарегистрированной занятости. Эндогенность статуса занятости и дохода описывается системой одновременных уравнений с функцией правдоподобия, учитывающей панельный характер данных и предполагающей нормальный закон распределения ненаблюдаемых индивидуальных эффектов. Оценки параметров системы выполнены на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE). В результате для мужчин выявлена статистически значимая положительная связь удовлетворенности жизнью с выбором незарегистрированной занятости при условии, что ряд характеристик респондента, в том числе доход, остаются фиксированными. Для женщин такая положительная зависимость наблюдается лишь в предположении роста доходов с выбором незарегистрированной занятости.
В настоящей статье мы используем эмпирические данные для составления уточнённой классификации банков с государственным участием. Предлагается также количественная оценка удельного веса таких банков в кредитной системе России с использованием статистических данных на 1 июля 2009 г. Всего мы выявили свыше 50 банков, контролируемых государством. Государственный сектор в банковской системе не ограничивается лишь собственностью федеральных органов исполнительной власти и Банка России, а включает также банки, подконтрольные региональным и муниципальным властям, государственным компаниями и корпорациям. На них приходится 56-57% совокупных банковских активов в стране. Среди банков с государственным участием наиболее динамично растут учреждения, принадлежащие государству не напрямую, а опосредованно через государственные компании, банки и корпорации. Концентрация внутри государственного сектора растёт, и 5 крупнейших банковских групп сосредоточили в своих руках уже свыше 49% всех банковских активов России. В банковской отрасли происходит выдавливание и размывание частного сектора, доля которого сокращается из года в год. Фактически свершился возврат к государственной кредитной системе, и несколько крупных государственных банков составили не предусмотренный законом третий, промежуточный её уровень. Пути России и переходных экономик Центральной и Восточной Европы окончательно разошлись.
В представленной работе впервые в российской практике на основе большого массива эмпирических данных о госконтрактах на закупку товаров, работ и услуг, заключенных крупной бюджетной организацией в течение 2008–2010 гг., рассматриваются факторы, влияющие на снижение цен на торгах, задержки в осуществлении поставок, а также проблемы при исполнении обязательств по заключенным контрактам. Проведенный анализ показал, что снижение цен на торгах прямо зависело от числа заявок, допущенных к рассмотрению конкурсными комиссиями. Снижение цен чаще происходило при закупках доверительных и экспериментальных благ (в сравнении с инспекционными благами), а также при заключении госконтрактов на выполнение работ. Вместе с тем цены существенно реже снижались в ходе аукционов (в сравнении с закупками через котировки и конкурсы). Задержки в осуществлении поставок имели место в 27% случаев и чаще возникали при закупках экспериментальных благ, а также были свойственны для крупных закупок и госконтрактов, исполняемых в течение I–III кварталов текущего года. Более серьезные проблемы в исполнении обязательств, чреватые полным срывом поставок, были характерны для госконтрактов, завершающихся в IV квартале. В целом риски срыва поставок были зафиксированы лишь для 5% закупок по конкурентным процедурам, однако на соответствующие контракты приходилась почти половина всего объема закупок данной бюджетной организации в 2008–2010 гг. На основе проведенного анализа в работе сформулированы рекомендации по совершенствованию системы госзакупок.
Исследование осуществлено в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011-2012 гг.: Анализ состояния системы госзакупок в России и подготовка предложений по организации мониторинга цен в системе госзакупок, 2011 (http://iims.hse.ru/ts5)
Эмпирический анализ эффективности процедур размещения государственного заказа (для различных товарных групп), 2012 (http://iims.hse.ru/zak12)
В статье рассматривается роль и влияние цивилизационного фактора на различие траекторий развития посткоммунистических обществ.
Статья посвящена актуальной ситуации на рынке социального жилья в России. Автор рассматривает динамику развития социального жилья, его прошлое настоящее и будущее, в контексте переходной экономики. Важную роль в статье играет описание, как перспектив, так и проблем социального жилья.
Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР предполагал фундаментальные сдвиги в распределении ресурсов между секторами, в частности, серьезные изменения структур занятости. Развитие сферы услуг в России оказалось впечатляющим даже на фоне других стран с переходной экономикой. В данной работе используется модель роста сервисного сектора Баумоля–Фьюкса для определения масштабов отставания в развитии сферы услуг в начале переходного периода и оценки прогресса, достигнутого к настоящему времени. Эмпирический анализ, основанный на данных РМЭЗ (1994–2000 гг.), показал, что главной причиной изменений в отраслевой структуре занятости являлись различия между секторами в разнице между количеством ушедших из данного сектора в состояние незанятости и количеством вновь нанятых работников из числа впервые ищущих работу. Для лиц, меняющих место работы, основными факторами, объясняющими межсекторную мобильность, являются низкое качество соответствий между работником и работодателем, эффект стажа и сегментация на рынке труда.
This volume intends to fill the gap in the range of publications about the post-transition social housing policy developments in Central and Eastern Europe by delivering critical evaluations about the past two decades of developments in selected countries’ social housing sectors, and showing what conditions have decisively impacted these processes.
Contributors depict the different paths the countries have taken by reviewing the policy changes, the conditions institutions work within, and the solutions that were selected to answer the housing needs of vulnerable households. They discuss whether the differences among the countries have emerged due to the time lag caused by belated reforms in selected countries, or whether any of the disparities can be attributed to differences inherited from Soviet times. Since some of the countries have recently become member states of the European Union, the volume also explores whether there were any convergence trends in the policy approaches to social housing that can be attributed to the general changes brought about by the EU accession.
В очередной главе учебника по экономической компаративистике исследуется процесс огосударствления экономики и становление административно-плановой системы в СССР, анализируются формы дефицита экономики и особенности функционирования теневого рынка в условиях командной экономики.