• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Инфраструктура как класс инвестиционных активов

Савин С. Б.

Уровень качества и покрытия инфраструктуры является одним из ключевых факторов экономического роста как отдельного государства, так и мировой экономики в целом. В последние два десятилетия темп роста спроса на услуги инфраструктуры стабильно превышает темп роста предложения. Инфраструктура как инвестиционный актив обладает рядом характеристик, делающих ее крайне привлекательной для определенных типов инвесторов. Во-первых, инфраструктурные активы, в базовом понимании, генерируют стабильные денежные потоки, что объясняется низкой эластичностью спроса на их услуги. Во-вторых, считается, что инфраструктурные активы менее подвержены рыночному риску и характеризуются низкой корреляцией с котируемыми инвестиционными активами, что позволяет, включив их, повысить диверсификацию портфеля. В-третьих, некоторые типы инфраструктурных активов (регулируемые) считаются защищенными от инфляции, так как их выручка привязана к уровню инфляции законодательно. До последнего времени единственными возможными механизмами осуществления инвестиций в инфраструктурные активы являлись прямое долевое и долговое финансирование, что с учетом характеристик базовых инфраструктурных активов (высокий стартовый объем инвестиций, низкая ликвидность, высокий риск на первоначальных этапах реализации инвестиционных проектов, необходимость профессионального управления активами), сильно ограничивало потенциальный круг инвесторов. Частично данная проблема была решена с появлением в конце 90х годов инфраструктурных инвестиционных фондов, которые создали возможность аккумуляции ресурсов различных инвесторов для совместного финансирования и управления инфраструктурными проектами.

Появление работающих механизмов осуществления инвестиций в инфраструктурную отрасль различными типами инвесторов обнажило проблему нехватки теоретического и практического анализа и использования характеристик инфраструктурных в целях оптимизации инвестиционного портфеля. Основной сложностью, с которой сталкиваются инвесторы при принятии решений, является отсутствие механизмов, позволяющих оценивать влияние инвестиций в инфраструктуру на качество портфеля, а также ограниченное количество базовых индексов (бенчмарков) позволяющих отслеживать динамику отрасли.