Глава
Статистическая оценка результативности демографической и социальной политики в России
Серьезные изменения, происходящие на протяжении последних лет во всей социальной сфере, пробуждают исследовательский интерес к изменениям в методологии и практике проведения социальных исследований. В анализе сложной структуры современного общества все большую роль начинает играть статистика. Целью современного развитого государства, позиционирующего себя как социальное государство, выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни населения на основе экономического роста. Детальная оценка уровня жизни, его дифференциации, результативности политики доходов невозможна без привлечения данных демографической статистики, на основании которых строятся выводы статьи. Авторы считают, что собираемые государственной отчетностью данные не всегда удовлетворяют потребность социальной практики, что обуславливает необходимость и актуальность статистического мониторинга проводимой социальной политики.
В статье рассматриваются основные подходы к формированию благоприятного экономического и социального климата в промышленном регионе. Обсуждается ряд мер, позволяющих придать развитию региона инновационный характер. Особое внимание уделено созданию интеллектуальной среды, способствующей реализации инноваций.
«Социоэкономика» - первое в России учебное пособие по стремительно развивающемуся в мире научному направлению, возникшему под воздействием широкого и постоянно возрастающего спектра практических вызовов макро-, мезо- и микроуровня. В основу пособия легли лекции, читаемые автором на ряде факультетов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с 2004 г.
Обосновываются базовые принципы и возможности такой версии социоэкономики, которая пытается органически увязать потенциал экономического подхода с подходами других социальных наук и содействовать на этой основе повышению эффективности управленческих решений на самых разных уровнях. Показывается, что эта версия социоэкономики адекватно отвечает на новые вызовы практики и направлена на решение широкого класса задач, актуальных как для стабильных высокоразвитых социально-экономических систем, так и для трансформирующихся экономик и обществ.
Для студентов и преподавателей экономических и управленческих вузов и факультетов, аналитиков и менеджеров компаний, госслужащих разных уровней, всех тех, кто интересуется системным и многоаспектным осмыслением актуальных социально-экономических проблем и поиском эффективных путей их ослабления.
В этой главе наша задача – проанализировать дискурсы, созданные и воспроизводимые в интеракциях между одинокими матерями и представителями социальных служб. Анализ базируется на интервью с одинокими матерями и социальными работниками, собранными в 2000е годы в Саратовской области, а также официальных документах и публикациях других исследователей. В интервью с матерями мы фокусируемся на вопросах семейного благополучия и интеракций с социальными службами, а с социальными работниками обсуждаем их опыт работы с клиентами. Небольшой обзор статистических данных и понятий социальной политики предваряет обсуждение того, как домохозяйства, возглавляемые матерями, взаимодействуют с социальной политикой. Анализ показывает, что одинокие матери фрустрированы неадекватной помощью и невозможностью улучшить их жизненные ситуации. Социальные работники нередко интерпретируют сложные проблемы как индивидуальные психологические особенности, что приводит к обвинению жертвы, возложению на женщин ответственности за причины социетального происхождения.
Рассмотрены основные интерпретации города в социологических теориях ХХ в. Особое внимание уделено проблемам городской социальной политики.
В главе анализируется современная ситуация по соблюдению прав женщин в различных сферах общественной жизни Нижегородской области. Рассмотрены актуальные проблемы достижения гендерного равенства, отмечен позитивный региональный опыт по улучшению положения женщин.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. Richer regions have a greater ability to reconcile social commitments with the promotion of business. Regions differ in their development strategies, some placing greater emphasis on indigenous business development and others seeking to attract federal or foreign investment. Governors have considerable discretion in choosing their strategy so long as they meet basic performance demands set by the federal government such as ensuring good results for the United Russia party. In all four regions, governments consult actively with local business associations whereas organized labor is weak. However, the absence of effective institutions to enforce commitments undertaken by government and its social partners undermines regional capacity to use social policy as a basis for long-term economic development.
Процессы развития (модернизации) общества порождают неоднозначные последствия, некоторые из которых носят дегенеративный характер. Управление подобной архаизацией является частью управления инновациями, социальной политики. Игнорирование этого обстоятельства чревато накоплением критической массы негативных последствий.