• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Император и апостолы: храм и мавзолей

С. 15-26.

Статья посвящена плохо изученному вопросу формирования идеологии Римской империи в аспекте сакрализации светской власти в рамках христианской Церкви. Впервые посредством комплексного (тестологического, литераутрного, иконографического) анализа источников демонстрируется сложность и почти двусмысленность положения императора в Церкви начаала IV в.: с одной стороны, он не может покушаться на какое-либо обожение, привчное для язычества, а с другой, посредством погребения среди памятников апостолоов и помещения его имени в молитвах между святыми и обычными людьми приближается к некоему рангу святости. Двусмысленность данной концепции была сбалансирована рядом специальных жестов: например, центральное положение между памятниками апостолов (подобно Христу) компенсировалось тем, что надгробия эти были кенотафами. Такая зыбкая и нечеткая концепция потерпела крах уже через 20 лет после смерти Константина I, когда в его мавзолей, бывший одновременно храмом Св. Апостолов, были перенесены реальные останки апостолов. В результате императорские погребения оказались вне храма, что свидетельствовало о крушении попытки христианского обожествления императора. Результаты работы имеют весьма важное значения дл понимания специфики репрезентации власти не только в Средние века, но и в христианских культурах современности, в частности для уяснения роли верховного правителя в России.