• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Государь — жених, его город — невеста

С. 21-27.

Церемония торжественного вступления государя в город, часто именуемая в исторической литературе латинским термином adventus domini, представляла собой одну из универсальных и древнейших форм символического общения властителей с их подданными. Она оказалась удивительно устойчивой, сохранив свое значение в круге европейских культур практически до XIX в., и продолжая еще и сегодня играть немаловажную роль в ряде других обществ. Одна из причин такой устойчивости состояла, думается, в антропоморфизме восприятия общественного устройства людьми прошлого. Во многих культурах, в частности средиземноморских, город представлялся в качестве человеческого существа, притом женского пола. В противоположность общине подданных, ее государь во все времена мог быть только мужчиной. В результате наделения государя и общины противоположными "гендерными" характеристиками, отношения между этим двумя политическими контрагентами естественно было осмысливать и описывать при помощи метафоры брака. Автор стремится показать, что представление о городе как женщине, а об отношениях с правителем как о браке, продолжало жить и в Средние века, в частности, в символическом оформлении торжественных въездов государей в их города. А также подтвердить сохранение древнего архетипа священного брака между правителем и его подданными в церемониях встречи государей XIV - XV вв., но и показать некоторые новые вариации, которые рождались на его основе. Кроме того, было показано, что описания княжеских въездов могут быть весьма полезны историку для понимания глубинных оснований восприятия власти в Средние века.

В книге

Государь — жених, его город — невеста
Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009.