• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

У кого лучшие позиции на современном потребительском рынке в России: структурная асимметрия между ритейлерами и поставщиками

С. 57-69.

В середине первого десятилетия 2000-х гг. проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей в России получила политическое измерение. Крупным розничным сетям начали предъявлять обвинения в доминировании и фактическом злоупотреблении доминирующим положением по отношению к производителям и дистрибьюторам. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации представила документ, содержащий более 20 пунктов, согласно которым розничные сети дискриминируют своих поставщиков. А в 2007 г. ФАС России вышла с предложением установить порог индивидуального доминирования для розничных сетей на уровне 15%, в то время как в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» (2006 г.) он равнялся 35%. Работающие в России отечественные и иностранные розничные сети попытались выступить против принятия данного закона. Но им дали понять, что он все равно будет принят. Что же послужило причиной подобных действий? Чтобы прояснить эту ситуацию и придать ей количественную определенность, в ГУ ВШЭ под руководством автора был организован специальный исследовательский проект «Власть и дискриминация на потребительских рынках: отношения розничных сетей и их поставщиков в современной России». Задача проекта – посмотреть, в какой степени стороны рыночного обмена способны извлекать дополнительные преимущества из властного дисбаланса, который, в свою очередь, подкрепляется структурной асимметрией, вызванной дифференцированным распределением экономических и неэкономических ресурсов в организационном поле рынка между его участниками.

В книге

Под редакцией: Е. Г. Ясин Кн. 3. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009.