Глава
К прогнозированию динамики трудовых ресурсов КНР
Можно достаточно уверенно говорить, сколько времени отпущено руководству КНР на перевод экономики КНР на новые рельса с точки зрения рассматриваемого параметра. Получается не так уж мало, но не так уж и много – 15–20 лет. Действительно, основной резерв избыточной рабочей силы в сельском хозяйстве КНР должен исчерпаться между 2026 и 2037 г. Таким образом, Китай старый паттерн развития (основанный на вовлечение в современное производство дешевой рабочей силы старых низкопроизводительных секторов) должен быть заменен на новый паттерн инновационной экономики, основанной на росте производительности в высокопроизводительных отраслях; иначе КНР ждет чрезвычайно серьезный кризис.
В книге

Сборник создан на основе материалов, полученных в ходе экспедиции, в которой принимали участие ученые в области экономических и географических наук из различных научных центров, институтов и университетов России.
Данная статья посвящена проблемам формирования эффективной кадровой политики предприятия.
Данная статья посвящена проблемам оценки и аттестации персонала предприятия.
В работе разрабатывается и тестируется модель влияния географических, технологических и политических факторов на потенциал коллективных действий в регионах России. Гипотеза состоит в том, что географические факторы (низкая концентрация населения на территории, холодный климат, низкая плотность дорожного покрытия) создают высокие издержки участия в коллективных действиях, однако распространение телекоммуникационных технологий частично позволяет снизить такое влияние. Чтобы оценить этот эффект, необходимо учитывать, что готовность властей применять репрессии в отношении участников массовых акций так же сдерживает потенциал коллективных действий. Для проверки гипотезы используются данные о массовых митингах протеста в России, проходивших в России с декабря 2011 г. после проведения выборов в ГД РФ. Результаты анализа показывают, что обозначенные факторы в совокупности объясняют от 50% до 70% вариации доли жителей региона, принявших участие в митингах протеста.
В статье обсуждаются результаты попыток автора проверить гипотезу о наличии обратной связи между отдачей от человеческого капитала и злоупотреблением алкоголем. Гипотеза основана на модели спроса на здоровье в узком смысле. Имеется в виду заинтересованность индивида в сохранении своей текущей работоспособности. Согласно гипотезе, этот спрос определяется альтернативной стоимостью досуга. Неработоспособное состояние является источником вынужденного досуга, альтернативная стоимость которого должна включать в себя потерянные заработки. Соответственно, человек с большим заработком и, тем самым, большей альтернативной стоимостью досуга, должен получать более сильный антистимул по отношению к формам поведения, которые угрожают текущей работоспособности. Соответственно, одним из предсказаний этой модели является отрицательный эффект трудового заработка на злоупотребление алкоголем. При этом, возможно также, что чем больше в этом заработке отдача от человеческого капитала, тем сильнее будет этот эффект, т. к. альтернативная стоимость человеко-часа должна быть выше у обладателей большего человеческого капитала. Эта гипотеза проверяется на данных РМЭЗ, а также, для конструирования некоторых контрольных переменных, данных Росстата. Оценивается пробит-регрессия с эндогенными объясняющими переменными для нескольких прокси-переменных, отражающих характер потребления алкоголя. Использование внешних инструментов нацелено на то, чтобы устранить смещение, потенциально связанное с ошибкой в измерении переменных и двусторонней причинностью. Показывается разница между оценками, полученными из обычной пробит-модели и пробит-модели с эндогенными переменными. Релевантность и валидность инструментов оценивается с помощью стандартных тестов из линейной вероятностной ОММ модели. Согласно результатам оценивания, влияние дохода в простой пробит-регрессии оказывается завышенным, а эффект профессионального мастерства заниженным. В первом случае результат может быть объяснен тем, что из эффекта в случае инструментирования вычищается обратное влияние и, возможно, наличием ошибки измерения, связанной с занижением людьми своих доходов. Во втором случае главную роль может играть ошибка измерения. Если допустить, что в исследовании удалось проконтролировать эффекты переменных, предполагаемых конкурирующими гипотезами (основанными на знании «производственной функции здоровья» и ненаблюдаемой гетерогенностью респондентов), результат может быть проинтерпретирован в пользу проверяемой гипотезы.
Предлагаемое издание представляет собой сборник материалов круглого стола, организованного РИСИ. С российской стороны в его работе приняли участие руководители отделов и научные сотрудники РИСИ, с китайской — эксперты Китайской академии современных международных отношений (КАСМО). В ходе круглого стола обсуждались наиболее актуальные вопросы международных и российско-китайских отношений на современном этапе.
В сборник включены основные выступления участников мероприятия, в приложении даны оригинальные тексты докладов на китайском языке.
Данная статья посвящена проблемам оценки и аттестации персонала предприятия.
Экономика укоренена в продолжающихся социальных сетях, а экономические процессы все больше приобретают международный характер. Три взаимосвязанных процесса важны для обозначения исследовательской рамки данной книги: глобализация, развитие постиндустриальных обществ и трансформация постсоциалистических стран в Европе. Кроме того, в книге обсуждается ряд следующих вопросов: экономика в переходном периоде – надежные модели, имитация, локальная адаптация, культурная укорененность; множественность рынков – коммодификация, новые рынки в традиционных обществах; экономическое поведение – домохозяйства, микропредприятия, влияния локального и глобального характера; современные системы регулирования, т.е. государства, Европейский Союз и крупные корпорации. Авторы этого сборника, опираясь на эмпирический материал, обращаются к очень интересным экономико-социологическим вопросам.
В статье представлены результаты оценки влияния систем управления человеческими ресурсами (далее УЧР) на финансовые результаты деятельности банков, работающих на российском рынке. Исследование, в выборку которого вошли 67 банков с различными организационными характеристиками (включая страновую принадлежность капитала, форму собственности, расположение головного офиса и количество лет функционирования на российском рынке), базируется как на качественных (анкетирование руководителей служб УЧР банков), так и количественных (анализ финансовой отчетности банков) данных, собранных в период с 2011 по 2015 г. Первоначально рассчитывались основные показатели, характеризующие результативность системы УЧР (производительность труда и рентабельность инвестиций в человеческий капитал), а также показатели финансовой результативности банков (рентабельность активов и рентабельность капитала). Далее, с помощью системы эконометрических уравнений, определялось влияние показателей результативности систем УЧР на финансовые результаты банков. Установлено, что сама по себе реализация функций системы УЧР не оказывает положительного воздействия на финансовые результаты деятельности банка, вместе с тем было обнаружено влияние частных эффектов переменных, характеризующих систему УЧР (ориентация на стратегические цели банка, состав реализуемых функций, автоматизация функций, гибкость и инновационность системы УЧР, размер расходов на персонал), на результаты деятельности банков. Так, положительный эффект от системы УЧР возникает при ее ориентации на стратегические цели банка, а также при применении электронных систем, автоматизирующих функции УЧР и улучшающих сроки и качество их реализации. Совместно эти переменные, характеризующие систему УЧР, увеличивают рентабельность инвестиций в человеческий капитал. Если также банку удается достичь гибкости и инновационности системы УЧР, то увеличивается и производительность труда, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на финансовые результаты банков.