• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Основные направления концептуализации понятия "интеллигенция"

С. 57-79.

Исследователи, занимающиеся изучением российского интеллектуального слоя, давно сталкиваются с проблемой концептуализации понятия «интеллигенция» для научного, социологического использования. Проблема эта отнюдь не надумана, как может показаться на первый взгляд. Интеллигенция не совпадает ни с одной реальной профессиональной или иной группой, определяемой по формальным критериям. Она все в большей степени превращается в чисто условную группу, границы которой определяются, прежде всего, ее рефлексивностью. Процесс этот подчас подталкивает часть исследователей к тому, чтобы упрощать социальную картину и заменять исследования интеллигенции исследованиями других, более мелких, социальных групп. Но такие исследования не способны стать полноценной заменой исследований интеллигенции, поскольку теряется целостность восприятия. К тому же, наличие определенных проблем не означает, что исследование интеллигенции ненужно или невозможно.