• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Натурфилософия Джироламо Кардано: «распад и брожение» эпохи

С. 139-151.
Вагина М.Ю., Аванян Г. Г.

Автомобилист знает, что делать, если стучит карданный вал. Но о чем он не догадывается, так это о том, кем и при каких обстоятельствах карданный вал был изобретен.

В 1541 году в Милане проходило триумфальное шествие Карла V, короля Испании, императора Священной Римской империи. Помимо придворных императора и миланской знати в шествии принимали участие представители различных городских сословий. Одному из них — ученому, возглавлявшему коллегию врачей, — была оказана честь идти рядом с экипажем и нести императорский балдахин. Ученый заметил неудобство при перемещении повозки и в благодарность за монаршее внимание к своей особе предложил снабдить повозку подвеской, улучшающей ее балансировку: приспособлением, в котором пересекающиеся в центре валы имеют возможность взаимного углового перемещения. Конструкция была впоследствии описана им в получившей широкую популярность книге «О сущности вещей» («De subtilitate rerum», 1550 г., также известной под названиями «О тонкости материй» и «Хитроумное устройство вещей») и стала ассоциироваться с его именем. Звали ученого Джироламо Кардано.

В книге

Натурфилософия Джироламо Кардано: «распад и брожение» эпохи
Под науч. редакцией: Ю. П. Зарецкий М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.