?
Von Berlin aus gesehen - Die Russische Revolution, die Juden und die Sowjetmacht
Каждая эмиграция – если это, конечно, эмиграция политическая – стремится уяснить причины, по которым она оказалась в изгнании, а не у власти. В полной мере это относилось и к русской эмигрантской интеллектуальной элите, выпустившей сотни, если не тысячи, книг и статей, в которых объяснялось, почему произошло то, что произошло. И в которых, по русской традиции, выяснялось, кто виноват и что делать. Положение проигравших всегда не слишком приятное. Положение же еврейской части «первой волны» русской эмиграции было особенно сложным – ибо, по мнению большинства русских эмигрантов, от революции выиграли в первую очередь евреи.
Написанный нами раздел книги о восточноевропейских евреях в Берлине в 1918-1939 гг. посвящен анализу взглядов на проблему русской революции, участия в ней евреев и положения евреев при советской власти Алексея Александровича Гольденвейзера (1890-1979), одного из видных деятелей «русско-еврейского Берлина», юриста, публициста и политического мыслителя. Взгляды Гольденвейзера рассматриваются в контексте взбудоражившего русско-еврейский Берлин выступления группы еврейских общественных деятелей - сторонников Белого движения, призвавших евреев признать ответственность за участие в русской революции. Мы рассматриваем преимущественно два текста Гольденвейзера – «Современная Россия. Политическая борьба в России (1917-1922)» и «Русское еврейство и советская власть», написанные в 1922-1923 гг. Оба текста обнаружены нами в Государственном архиве РФ и впервые вводятся в научный оборот.
Ирония истории заключалась в том, что, действительно, революция принесла российским евреям невиданные ранее возможности. С другой стороны – она же принесла им невиданные бедствия. От погромов в период Гражданской войны пострадали сотни тысяч евреев – убитых, искалеченных, ограбленных. Большевики ликвидировали еврейские религиозные общины, запретили иврит, как язык «клерикалов»; экономическая политика большевиков разрушала основы существования большинства еврейского населения – мелкое предпринимательство и торговлю.
Гольденвейзер резко осуждал евреев пошедших на сотрудничество с советской властью, полагая, что это может принести им лишь временные преимущества, противореча, в конечном счете, интересам русского еврейства, интегрированного в экономическую и культурную жизнь России. Он, подобно многим его современникам, считал переход к новой экономической политике началом конца большевистского режима и преддверием «нормализции». Гольденвейзер надеялся, что после краха большевизма наступит «духовное просветление, при котором возродившиеся к новой жизни народы не поддадутся дурману взаимной вражды и, заглушив в себе семена злобы, осознают свою братскую солидарность».
Надежды на скорое перерождение большевизма, так же как и на братскую солидарность народов оказались несбыточными. Статьи Алексея Гольденвейзера остались памятником этим несбывшимся надеждам и благим пожеланиям. В его текстах четко сформулирована резко отрицательная позиция либерально-демократического и в значительной степени секулярного еврейства по отношению к советской власти.
Анализ творчества А.А. Гольденвейзера вносит, на наш взгляд, новые штрихи в историю русской эмиграции, общественной мысли и российского еврейства. А также в понимание ключевого момента в российской истории, еще долго будущего волновать российское общество – революции 1917 года.