Глава
Новый документ о взятии Ладоги Иваном Салтыковым
В статье рассматривается вновь выявленный документ – письмо Ивана Салтыкова польскому королю Сигимунду III из только что отбитой у полковника Пьера Делавилля Ладожской крепости. Дается анализ языка письма, описывается исторический контекст его появления.
Книга посвящена истории Новгорода Великого на завершающем периоде Смуты, после взятия города войсками генерала Якоба Делагарди 16 июля 1611 г. и до Столбовского мира 1617 г. Исследование базируется на материалах архива Новгородской приказной избы; в нем широко используются также нарративные памятники, документы Посольского приказа (фонд 96 РГАДА «Сношения России с Швецией»), многие другие документы эпохи. Итогом их исследования является комплексное представление о многих чертах новгородской жизни начала XVII в., в контексте гражданского противостояния и шведского военного присутствия. Исследование базируется на просопографическом анализе более чем 4600 судеб новгородцев и псковичей. В приложениях дан обзор архива Новгородской приказной избы.
Ценность западных свидетельств о Смуте очевидна, однако часто повторяются два мнения, препятствующие их углубленному изучению. Считается, что либо в силу пристрастности, либо в силу стереотипов восприятия и конструирования «образа другого» они мало приспособлены для изучения российских реалий. Полагают также, что все основные свидетельства уже давно введены в научный оборот. Статья рассеивает подобные сомнения. Пристрастность и стереотипы восприятия являются не фатальным препятствием для историка, но лишь «вызовом», ответ на который заключается в особых требованиях к публикации подобного рода свидетельств. В статье излагаются основные принципы таких изданий и обращается внимание на солидную информационную ценность так называемых «источников второй руки», представляющих собой «подводную часть айсберга» свидетельств о России.
В главе рассматривается история выборных процедур в Новгороде Великом в годы новгородско-шведского политического альянса и, позднее, шведской оккупации начала XVII века. Рассматривается практика замещения выборных городских должностей, а также плебисцитов в Новгороде в Смутное время.
В статье рассматривается проблема Староладожского мифа в исторической и археологической литературе 1990-2000-х гг. Дается критическая оценка публикаций с утверждениями о Ладоге – первой столице Руси, Ладоге – «музее фортификации», «Олеговой могиле».
В статье рассматриваются возможности для изучения служебных карьер дворян и детей боярских Великого Новгорода и применения просопографического метода к изучению Смутного времени. Специально изучается биография новгородца, жившего в начале XVII века – Петра Хомутова.
В статье дается критическая оценка существующим в историографии спорам о месте призвания Рюрика в 862 году, показывается, что споры о Рюрике имеют малонаучный характер, связанный с особенностями профессиональной подготовки петербургских историков и археологов, показано значение Рюрика и даты 862 г. как символических, а не реальных
Смута (1604–1618) — первая гражданская война в истории России, оказавшая судьбоносное воздействие не только на ее судьбу, но и на историю соседних стран и регионов, от Балтийского мира до будущей Украины. В начале XVII века на терри- тории Восточной Европы происходили интенсивные контакты и конфликты различ- ных стран, народов, культур: православной России, католической Речи Посполитой, протестантской Швеции. В результате Россия вышла из политического кризиса с большими потерями, но обновленной и со значительным потенциалом развития, Речь Посполитая окончательно исчерпала свой «восточный проект», а Швеция, хотя и не смогла целиком покорить русский Северо-Запад, добилась другой своей мечты: превратила Балтийское море во внутреннее «шведское озеро». В сборнике печатаются результаты исследований ученых из России, США, Гер- мании, Швеции, Польши, Израиля, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Мол- довы. Они охватывают широкий исторический диапазон (Смута рассматривается в контексте военной, религиозной, социальной истории эпохи) и содержат новейшие в отечественной и зарубежной историографии трактовки истории Смутного времени.
В статье рассматривается расстановка политических сил в Новгороде Великом в конце 1610 – начале 1611 гг., когда центр политической власти в Московском государстве сместился в королевский лагерь под Смоленск. Исследуется «смоленский» эпизод в биографии многих видных новгородцев и его сознательное замалчивание в последующее время.