• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Возможности внедрения принципов индустриального менеджмента в управление государственным медицинским учреждением

С. 248-252.

Текущая реформа государственного здравоохранения  в РФ меняет правовое положение государственных медицинских учреждений, переводит их на новые механизмы получения и распределения финансовых средств и требует новых подходов к управлению, поскольку традиционные схемы управления, сложившиеся в условиях сметно-бюджетного финансирования, не могут обеспечить достаточную эффективность деятельности. Опыт зарубежных стран показывает, что использование принципов управления, изначально созданных для индустриальных производств, оказывается эффективным и в непроизводственных сферах, в частности в медицине. Актуальность данной работы связана с большой ресурсоемкостью медицинских учреждений, причиной которой является высокая стоимость современных медицинских технологий, тогда как потребность общества в медицинской помощи непрерывно растет.

Целью данной работы является создание инструментов повышения эффективности использования ресурсов на уровне отдельного медицинского учреждения. Задачей работы явился анализ системы управления муниципальным учреждением здравоохранения и создание новой управленческой модели,  основанной на подходах и инструментах менеджмента индустриального сектора.

В качестве экспериментальной площадки была выбрана городская больница мощностью 800 коек с высокой хирургической активностью, расположенная в Московской области.

В основу исследования был положен детальный функциональный и структурный анализ существующей системы управления больницей и ее сопоставление с системой индустриального менеджмента, представленной следующей цепочкой обязательных принципов:

Миссия и цели - Стратегия - Структура и процессы - Контроль - Человеческий потенциал.

Проведенное исследование выявило значительные различия между двумя системами и позволило раскрыть ранее невидимые препятствия для эффективного управления. На основе полученных данных были определены основные точки неэффективности, разработан план реструктуризации управляющего звена и перераспределения функций внутри него, созданы алгоритмы стратегического планирования, внутреннего планирования и контроля, делающих управление понятным и прозрачным на различных уровнях, а также разработаны программы повышения экономической эффективности учреждения в новых условиях финансирования и развития человеческого потенциала.

Внедрение вышеописанных мер позволит учреждению как  сконцентрироваться на достижении стратегических целей, так и приобрести большую гибкость для адаптации к изменяющимся внешним условиям.

В целом результаты работы могут служить материалом для подготовки высшего управленческого звена в российском здравоохранении и способствовать повышению эффективности управления в других медицинских учреждениях.