• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Patient 2.0: коммуникации пациентов и врачей в социальных сетях

С. 203-210.

Российские пациенты начали активно осваивать социальные медиа[1]. Большое количество профессиональной медицинской и фармацевтической информации, размещаемой в сети Интернет  ежедневно, появление и развитие социальных сетей  и сообществ пациентов с сети Интернет дали серьезный толчок для налаживания коммуникаций между пациентами,  врачами, лечебно-профилактическими учреждениями, фармацевтическими компаниями и производителями медицинской техники, что отмечают зарубежные исследователи[2].

Новый формат коммуникаций повлек за собой зарождение движения пациентов 2.0 (Patient 2.0.) и начало формирования бизнес-модели партиципаторной медицины (Participatory Medicine)[3]. Представитель движения Patient 2.0, пришедший на смену Patient 1.0, отличается не только хорошей информированностью относительно симптомов и течения заболеваний, схемах и последствий их лечения, крайней заинтересованностью в собственном здоровье и методах его укрепления, но и активным участием в жизни социальных сетей и активным взаимодействием с другими пациентами. Patient 2.0 активно размещает в социальной сети информацию об опыте общения с теми или иными врачами, клиниками, опыте приема препаратов, достоинств и недостатках назначаемых схем лечения и т. д.

Новый формат коммуникаций в социальных сетях пациентов порождает как новые возможности, так и новые проблемы в снижении уровня заболеваний и повышении доступности и качества медицинской помощи.

Однако до сих пор российскими исследователями не проводилось научных исследований особенностей, проблем и перспектив коммуникаций врачей и пациентов в русскоязычных социальных сетях Интернет, не разработана унифицированная система мониторинга и оценки ресурсов социальных сетей.

Каковы преимущества и риски участия в социальных сетях и сообществах для пациентов? Влияют ли и каким образом социальные сети пациентов на формат взаимоотношений врачей и пациентов в of-line среде? Коммуникации врачей и пациентов в социальных сетях позволяют ли повысить качество оказываемых медицинских услуг? Позволяет ли пациенту участие в социальной сети более ответственно относиться к своему здоровью? Влияет ли и каким образом контент социальных сетей  на назначение врачами и потребление пациентами лекарственных средств и медицинской техники? Какие проблемы и больше всего обсуждаются в социальных сетях пациентов?

Предлагаемое исследование концентрирует внимание на анализе контента социальных сетей пациентов и его влиянии на коммуникации врачей и пациентов в on-line и of-line среде.

В качестве информационной базы исследования были использованы проведенные ранее исследования, материалы, статьи и публикации зарубежных ученых. Эмпирический инструментарий:

  1. составление базы данных социальных сетей и сообществ русскоязычных пациентов и анализ контента за сентябрь 2011 года в 8 социальных медиа для пациентов разного формата.

Микровыборка: 8 социальных медиа разного формата: 2 социальных сетей, объединяющих пациентов с разными заболеваниями; 2 социальных сетей для больных  столько с  определенной патологией здоровья; 2 социальных сообществ пациентов в Facebook  и 2 блогов пациентов. Метод: контент-анализ, дискурс-анализ. Массив данных: 120 текстов.

  1. Эмпирической базой послужили данные 10 экспертных глубинных интервью врачей муниципальных ЛПУ, проводившихся в сентябре-октябре 2011 года в Москве. Гайд глубинных экспертных интервью содержал более 20 вопросов, касающихся различных аспектов взаимодействия врачей с пациентами.

Основные результаты исследования:

В России существует движение on-line самоорганизации людей с заболеваниями в социальные сети и сообщества. В подобных группах они пытаются решить свои медицинские проблемы и оказать друг другу посильную информационную и эмоциональную помощь. Уже само существование подобных объединений свидетельствует о достаточном уровне активности пациентов.

Социальные сети и сообщества пациентов – это мощный ресурс, который способен как принести пользу, так и доставить серьезный вред их участникам.

Социальные сети и сообщества предлагают пациентам улучшенный доступ к большому объему информации относительно симптомов и особенностей течения заболеваний, различных схем и последствий их лечения, достоинств и недостатков применения лекарственных средств и медицинской техники. Пациенты могут читать и смотреть бесплатный контент, созданный другими пользователями сети или «профессионально» созданную информацию, включая новости медицины, материалы, необходимые для практики, научные статьи и переводы статей ведущих зарубежных профессиональных журналов и так далее. Также пациенты не только делятся,  но и сами активно генерируют контент социальных сетей.  Однако встает вопрос о качестве и достоверности предлагаемой информации для пользователей социальных сетей.

Контент социальных сетей усиливает у пациентов чувство контроля и возможности управления собственным заболеванием, знакомит читателей социальных сетей с ключевыми принципы  управления здоровьем. Социальные сети также оказывают значительную эмоциональную поддержку хронически больным.

Помимо этого, социальные сети предлагают профессиональное индивидуализированное сопровождение и консультации врачей. Однако потенциал освоения социальных сетей пациентов только начинает осваиваться российскими врачами.

Как показывают предварительные оценки, более половины опрошенных московских докторов отмечают, что в последние два-три года стали чаще сталкиваться с пациентами, «отягощенными» профессиональными медицинскими знаниями, настоятельно  требующими назначать определенные схемы лечения (или, в крайнем случае, принять к вниманию их рекомендации), выписывать рецепты на лекарственные средства, которые они сами себе подобрали в интернете.

Социальные сети пациентов – это потенциально весьма успешные интернет-площадки для продвижения и рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, что, при ненадлежащем использовании, может создавать риски для здоровья и жизни пациентов, поскольку ведется весьма агрессивная скрыта.

Активность пациентов на врачебном приеме вызывает, с одной стороны, неприятие и раздражение со стороны врачей, а с другой стороны, доктора отмечают потенциально позитивное значение такой позиции пациентов в будущем для улучшения качества оказания медицинских услуг, поскольку это вынуждает докторов быть в курсе новых методов лечения и лекарственных средств.

Важно наладить более тесные связи между on-line социальными сетями пациентов и врачебным профессиональным сообществом, т.к. это поможет гораздо эффективнее использовать потенциал социальных сетей для снижения уровня заболеваний и повышении доступности и качества медицинской помощи.

 

 

 


 

[1] За последние пару лет в русскоязычной сети Интернет появляются и активно развиваются социальные сети и сообщества пациентов и врачей, такие, например, как  социальная сеть врачей и пациентов «Помоги доктор» (http://www.pomogidoctor.ru), социальная сеть для онкологов и пациентов  «Онковеб» (www.oncoweb.ru), «Врач-главное!» - социальная сеть врачей и пациентов (http://vrach-glavnoe.ru/), социальная сеть «Мой слух» для пациентов с ограниченными возможностями по слуху и для специалистов, работающих в этой области, социальная группа больных диабетом в ЖЖ (http://my-diabet.livejournal.com), сообщество «Врач и пациент» (http://md-social.com/),  Санкт-Петербургская социальная сеть медицинских клиник, врачей и пациентов «Медеф» (http://www.medef.ru), три открытых группы пациентов с диабетом в Facebook  «Диабет. Сахарный диабет», «Диабет», «диабет», Медицинский блог врача скорой помощи (http://www.happydoctor.ru)  и многие другие

[2] McMullan M. Patients Using the Internet to Obtain Health Information: How This Affects the Patient-Health Professional Relations. Patient Education Conseling 63 (2006): p.24-28.

Lodewijk Bos, Andy Marsh, Denis Carroll, Sanjeev Gupta, Mike Rees. Patient 2.0 Empowerment. Proceedings of the 2008 International Conference on Semantic Web & Web Services. http://www.icmcc.org/pdf/ICMCCSWWS08.pdf [Date of access 21.10.2011].

Lo B., Parham L.The Impact of Web 2.0 on the Doctor-Patient Relationship. The Journal of Law, Medicine & Ethics. Volume 38, Issue 1, pages 17–26, (Spring 2010): p.17-25.

Jeremy A. Greene, Niteesh K. Choudhry, Elaine Kilabuk and William H. Shrank. Online Social Networking by Patients with Diabetes: A Qualitative Evaluation of Communication with Facebook. Journal of General Internal Medicine, Volume 26, Number 3, (2011): p. 287-292.

[3] Linda M. Gallant, Cynthia Irizarry, Gloria Boone, & Gary L. Kreps. Promoting Participatory Medicine with Social Media: New Media Applications on Hospital Websites that Enhance Health Education and e-Patients’ Voices. Journal of Participatory Medicine. Vol 3. (2011) http://www.jopm.org/evidence/research/2011/10/31/promoting-participatory-medicine-with-social-media-new-media-applications-on-hospital-websites-that-enhance-health-education-and-e-patients-voices/[Date of access 01.11.2011].