• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Влияние образовательных стратегий сельских школьников России, Китая и Казахстана на смену моделей социальной динамики

С. 288-296.

В 2010-2011 гг. Институтом развития образования НИУ ВШЭ совместно с Пекинским педагогическим университетом (КНР) и Евразийским национальным университетом им. Л.Н.Гумилева (Казахстан) под эгидой ЮНЕСКО проводилось международное сравнительное исследование образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников. Специально для целей данного проекта авторским коллективом Института развития образования совместно со специалистами Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ-ВШЭ были разработаны методология и инструментарий эмпирического исследования, который был использован всеми странами – участниками проекта. В каждой из стран участниц проекта – России, Китае и Казахстане – было выбрано по три региона, отличающихся природно-климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально-экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения:

  • один регион, расположенный вблизи крупного столичного города;
  • второй регион с развитой экономикой аграрного профиля и труднодоступными сельскими территориями;
  • третий регион, имеющий ярко выраженную этнокультурную специфику.

Методология сравнительного исследования опирается на позицию, согласно которой представители сельской молодежи, стоящие перед выбором профессионального самоопределения, который становится актуальной проблемой при окончании школы, рассматриваются как элементы определенной системы: либо социальной, где их действия и решения детерминированы местом в системе социально-экономических отношений, либо культурной, где действия определяются нормами и правилами, сложившимися в данной культуре (например, «сельской» с ее специфическими традициями, установками и стереотипами). Таким образом, индивидуальное действие рассматривалось, прежде всего, как результат системных социальных переменных.

На основе методологических позиций в рамках исследования была разработана концептуальная модель, которая отражает основные факторы, влияющие на образовательные, карьерные и миграционные траектории сельских школьников. К основным факторам были отнесены: первичная семья респондента, социально-культурная среда, в которой живет респондент, и образовательное учреждение, в котором респондент обучается. Для проведения исследования были разработаны две анкеты – анкета/интервью для учащихся 9-11 классов и анкета для их родителей. В каждом из трех регионов России, Китая и Казахстана был выбран сельский район, в котором был проведен сплошной опрос всех учащихся предвыпускных и выпускных классов в форме интервью и анкетный опрос их родителей. Общий объем выборки составил более 2000 учащихся и их семей в каждой из стран.

Результаты эмпирического исследования дают основания предполагать смену модели социальной динамики для выпускников сельских школ. Раньше переезд из села в город начинался «снизу» - через устройство на низкоквалифицированных рабочих местах в городе с постепенным продвижением по карьерной лестнице, медленным улучшением материального положения. Иногда только в следующем поколении (дети сельских мигрантов) получали высшее образование и становились высококвалифицированными специалистами. Таким образом, переезд в город выполнял роль «социального лифта»: снизу – вверх. Сейчас модель социальной динамики меняется – высшее образование сможет выполнить для выпускников сельских школ  роль «социального парашюта». Они поступают в вузы, за время учебы адаптируются к городской жизни, получают профессии, требующие высокой квалификации, находят в городе высокооплачиваемую работу, снимаю или покупают в кредит жилье. Отметим, что рынок жилья в крупных городах России, Китая и Казахстана позволяет найти подходящее жилье. В результате фактически сразу после окончания вуза выходцы из села попадают в социальную группу городских жителей среднего класса – они могут найти высокооплачиваемую работу, заниматься умственным квалифицированным трудом, освоить городские культурные коды и ценности, адаптироваться к столичному стилю жизни.

На наш взгляд, стратегия сельских школьников на переезд в город для продолжения образования после школы, прежде всего, в вузе, а потом работа в городе становится более реалистичной в современных условиях, чем раньше, благодаря нескольким факторам. Во-первых, возможности поступить в вуз по результатам национального тестирования, подавая документы сразу в несколько вузов. Раньше сельским школьникам было очень трудно преодолеть барьер «школа-вуз», потому что они не могли заниматься на подготовительных курсах и с репетиторами для подготовки к вступительным экзаменам в конкретный вуз, из-за этого сильно проигрывали городским школьникам. Сейчас вероятность того, что выпускники сельских школ смогут найти вуз соответствующий их результатам национального тестирования, резко возросла. Во-вторых, «образовательный бум» предыдущих 15 лет, в течение которых как в России, так и в Китае и Казахстане наблюдался устойчивый высокий спрос на высшее образование со стороны семей, привел к неконтролируемому скачкообразному росту количества государственных и негосударственных вузов и их филиалов, а также спектру предлагаемых ими образовательных программ. Это привело к возникновению избыточного предложения со стороны разросшейся образовательной инфраструктуры, ориентированной на высокий спрос семей, что обострило конкуренцию между вузами за абитуриентов. В-третьих, особенность демографической ситуации в России привела к тому, что волна резкого демографического спада «докатилась» до вузов – резкое сокращение числа выпускников школ вынуждает вузы принимать почти всех выпускников школ с положительными результатами ЕГЭ, чтобы набрать абитуриентов на бюджетные и платные места. Таким образом, вероятность поступления в вуз у выпускников сельских школ 2011-2014 гг. существенно возросла.

Подчеркнем, что при выборе стратегии «продолжение образования после школы в вузе/техникуме, а потом работа в городе», карьерные притязания и социальная мобильность выходцев из села будут опираться на их собственный профессиональный, социальный и культурный капитал, полученный ими за время обучения в вузе. Вуз в таком случае должен обеспечить адаптацию выпускников сельских школ к городской жизни за время учебы. Есть основания полагать, что учебные заведения профессионального образования являются наилучшими социальными институтами, способными решать задачи социальной ассимиляции и адаптации сельских школьников к городской жизни и высококвалифицированным рабочим местам.

Высокая привлекательность и реалистичность образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников, осуществленных по модели «социального парашюта», дают основания предполагать новую волну процесса урбанизации в России, Китае и Казахстане. Если оправдаются выявленные в результате эмпирического исследования миграционные стратегии учащихся 9-11 классов сельских школ, то отток молодежи из сел в города будет очень существенным, и может спровоцировать новую волну активной урбанизации и смену модели социальной динамики для сельской молодежи, ключевую роль, в которой играют образовательные стратегии «социального парашюта».