• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов

С. 314-322.
Кочергина Е. В., Орел Е. А.

Одно из главных направлений психологических исследований академической успеваемости – изучение типов личности, показывающих более высокие учебные достижения. В большинстве подобных исследований была использована пятифакторная модель личности (Costa, MacRae, 1987). Они подтверждают связи между выраженностью таких черт, как согласие и интеллектуальная открытость и различными показателями академической успеваемости (Kappe, van der Flier, 2009, Komarraju, Karau, Schmeck, 2009, Dweck, 2010, Reimers-Hild, 2007, Diseth, 2003 и другие).

Ещё одной чертой, связанной с успеваемостью, исследователи называют склонность к риску. Однако различные операционализации этого конструкта дают разные результаты: если он трактуется, как склонность к асоциальному поведению (Takakura, Wake et al., 2010, Richardson, Radziszewska et al., 1993), то взаимосвязь отрицательна, а если как открытость к новому опыту (Reimers-Hild, 2007), то связь положительна.

Цель нашего исследования – выявить взаимосвязи между психологическими особенностями студентов вузов и их академической успеваемостью. В исследовании приняли участие 176 студентов Нижегородского филиала НИУ ВШЭ: учащиеся 2го и 3го курсов факультетов экономики (128 студентов) и бизнес-информатики (44 студента). Из них  61 мужчина и 106 женщин.