• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Оценки ЕГЭ как индикатор последующих академических успехов студентов международной программы по экономике

С. 304-313.

В работе проведен эконометрический анализ зависимости последующих успехов студентов Международного института экономики и финансов (МИЭФ) НИУ ВШЭ от результатов ЕГЭ, по которым они отбирались в Институт. Рассматриваются оценки студентов в конце их первого учебного года, итоговые и оценки международных экзаменов, для которых устанавливается зависимость от оценок по экзаменам ЕГЭ, а также от других переменных, отражающих индивидуальные характеристики студентов и эффективность их усилий в течение учебного года.

В 2009-2011 годах набор студентов на программу бакалавриата МИЭФ проводился в основном по оценкам ЕГЭ. Профильными для МИЭФ являлись оценки ЕГЭ по математике, иностранному языку (английскому), русскому языку. Выпускники МИЭФ получают два диплома бакалавра по экономике, НИУ ВШЭ и Лондонского университета. При этом результаты первого года обучения служат в качестве вступительных для зачисления на международную (внешнюю) программу Лондонского университета. Для этого используются экзамены Advanced Placement Tests американской системы АР, а также международный экзамен по английскому языку IELTS. Студенты МИЭФ сдают экзамены АРТ по Математическому анализу (Calculus AB), Статистике, Микроэкономике и Макроэкономике. Для поступления нужно получить по крайней мере две положительных оценки из трех (оценки по Микро- и Макроэкономике агрегируются), а также достаточно хорошо сдать экзамен IELTS.

По итогам экзаменов АРТ рассматривается переменная PASS_UL, равная единице при выполнении требований Лондонского университета, и 0 в противном случае. По каждому предмету в МИЭФ также выставляются оценки за год по 100-балльной шкале, агрегирующие все текущие, промежуточные и финальные оценки.

Мы рассматриваем итоговые оценки по четырем предметам, по которым сдаются экзамены АРТ, формирующиеся как в зависимости от начального уровня знаний студентов, так и от их усилий в течение учебного года. Для конечного результата имеют значение способности студентов, их мотивированность, социальные условия, здоровье и другие факторы. Мы используем для этих факторов агрегирующие их замещающие переменные. В виде таких замещающих контрольных переменных в модель включаются интегрированные показатели успехов студентов в изучении отдельных предметов в течение года.

Были построены и исследованы регрессионные зависимости оценок студентов по итогам 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов от оценок ЕГЭ и от показателей их текущих успехов в течение года по другим предметам, используемым как замещающие переменные. В результате оказались статистически значимыми (в каждом случае свои) как результаты оценок ЕГЭ, так и показатели эффективности учебных усилий студентов в МИЭФ. В целом зависимости объясняют достаточно большую часть дисперсии зависимой переменной (показатель R2 порядка 0,7 – 0,75). Результаты оценивания таковы. Оценка ЕГЭ по математике оказалась значимой (и единственной значимой из оценок ЕГЭ) для оценки МИЭФ по математическому анализу. Оценка ЕГЭ по русскому языку оказалась значимой (и единственно значимой из оценок ЕГЭ) для оценок МИЭФ по статистике, микроэкономике, макроэкономике. Оценка ЕГЭ по английскому языку оказалась незначимой для всех последующих оценок студента в МИЭФ.

Нами была также исследована модель двоичного выбора (логит-модель) для функции поступления в Лондонский университет. Она описывает уже не итоговые оценки по отдельным предметам, а один из основных обобщающих результатов обучения на первом курсе МИЭФ. Двоичная переменная PASS_UL равна единице, если данный студент выполнил требования Лондонского университета, и нулю в противном случае. В качестве объясняющих переменных взяты три оценки ЕГЭ, а также, как замещающие контрольные переменные, результаты за первый семестр по трем предметам АРТ и оценка теста МИЭФ по макроэкономике в мае.

Из оценок ЕГЭ здесь значимой оказалась лишь оценка по русскому языку, а из оценок за первый семестр наиболее показательной оказалась оценка по математическому анализу.
Оценка ЕГЭ по русскому языку оказалась здесь значимой, поскольку она значима для успехов в изучении статистики, микроэкономики и макроэкономики В то же время, результаты за первый семестр по математическому анализу являются наиболее значимыми для последующих успехов студента, поскольку этот предмет изучается в первом семестре наиболее интенсивно, и закладывает, кроме того, базу для дальнейшего изучения статистики и экономических дисциплин.

Тот факт, что оценки экзамена ЕГЭ по английскому языку оказались в наших расчетах незначимыми не только для последующих успехов в изучении основных учебных дисциплин программы МИЭФ на английском языке, но и для продолжения изучения в МИЭФ самого английского языка со сдачей экзамена в формате IELTS, оказался весьма неожиданным. Тут нужно иметь в виду, что студенты первого курса МИЭФ набора 2009 года имели весьма высокий средний балл ЕГЭ по английскому языку (около 90 баллов, при стандартном отклонении около 7), и практически все их оценки находились в диапазоне от 80 до 100 баллов. Поэтому можно говорить о влиянии на последующие успехи не оценок ЕГЭ вообще, а только оценок в рамках данного диапазона. Вполне возможно, что именно в этом диапазоне система оценки знаний ЕГЭ по английскому языку не вполне эффективна  и нуждается в развитии спектра проверяемых навыков и процедур оценивания знаний.

Неожиданно значимым для широкого спектра предметов оказался результат ЕГЭ по русскому языку. Можно предположить, что этот экзамен эффективен для проверки на входе определенного набора знаний и навыков, не проверяемых другими формами входного вузовского контроля, но важных для последующей учебы. Это, например, широта образования студента, в том числе гуманитарного, его умение читать и осмысливать прочитанное, писать различные тексты и т.п.

Если сравнивать модели для 2009-2010 и 2010-2011 учебных годов, то нужно, к сожалению, отметить, что объясняющая способность оценок ЕГЭ для последующих успехов студентов в целом несколько снизилась (при сохранении общих закономерностей и выводов). Дальнейшие тенденции позволит проследить анализ результатов студентов МИЭФ в 2011-2012 учебном году в зависимости от из оценок ЕГЭ, эффективности последующих учебных усилий и других показателей.

Что касается конкретных рекомендаций по критериям приема студентов, то мы считаем использование трех данных оценок ЕГЭ вполне приемлемой для отбора среди абитуриентов, ибо после перехода от собственных экзаменов ГУ-ВШЭ к ЕГЭ академические успехи студентов МИЭФ на внешних международных экзаменах остались примерно на прежнем уровне. При этом для нынешнего формата и системы выставления оценок ЕГЭ по английскому языку, данный экзамен мог бы скорее быть квалификационным, чем отборочным (например, в форме установления минимального требования к оценке ЕГЭ где-то на уровне 75-80). Соответственно, можно было бы собственно отбор вести по сумме баллов ЕГЭ по математике и русскому языку среди выполнивших квалификационное требование по английскому языку. Также и для установления скидок по оплате обучения на первый год можно было бы, например, использовать как критерий величину EGE_M+EGE_R или 2*EGE_M+EGE_R (сейчас используется величина 3*EGE_M+2*EGE_E+EGE_R). Кроме того, все три экзамена ЕГЭ, особенно – экзамен по английскому языку, требуют своего совершенствования, и прежде всего – в верхней части шкалы оценок.

В целом проведенный анализ может дать полезный материал для развития процедур отбора студентов, а также критериев предоставления, например, скидок по оплате обучения, не только в МИЭФ ГУ-ВШЭ, но и на других факультетах и в других вузах по результатам экзаменов ЕГЭ, с использованием также наличия и индикаторов других достижений абитуриентов.