Глава
Взаимосвязь религиозной идентичности и моделей экономического поведения: межконфессиональный анализ
В данной работе осуществлен анализ взаимосвязей показателей религиозной идентичности с экономическими установками и моделями экономического поведения в группе православных христиан Москвы и Московской области и группе мусульман Северо-Кавказского округа.
В книге

Рассматриваются существующие методы моделирования влияния на экономическое поведение моральных норм и обосновывается целесообразность их расширения путем учета их потенциальной роли в координации экономических взаимодействий и много# мерности моральных характеристик экономических агентов. В качестве иллюстрации применения такого подхода предлагается модель рынка коррупционных услуг с образованием коррупционных коалиций, основой которых служат локальные коллективные моральные нормы.
Хотя современная экономическая наука состоит из различных школ и направлений, её терминологический аппарат в значительной своей части остаётся единым. Означает ли это общность также и понятийных структур конкурирующих экономических теорий? Тематический сборник «Тенденции эволюции экономической теории. Онтологический аспект» содержит результаты первого этапа исследовательского проекта сектора философии и методологии экономической науки ИЭ РАН по исследованию базовых категорий и понятий экономической науки в различных теоретических контекстах.
В статьях сборника анализируются как общие вопросы формирования научных онтологий и их роли в познании (статья О.Б. Кошовец и И.Э. Фролова), так и отдельные понятия экономической науки – собственность (статья А.М. Орехова и И.Г. Чаплыгиной), равновесие (статья И.А. Болдырева), предпринимательство (статья И.Г. Чаплыгиной). В работе А.В. Одинцовой рассматриваются философско-методологические вопросы отражения социальных институтов в экономической теории в свете социально-философских идей Б.Спинозы.
Сборник адресован экономистам-теоретикам, историкам экономической мысли, философам и социологам, интересующимся проблемами социального познания.
В монографии представлены результаты психологического исследования социального капитала поликультурного общества на примере России. Проведен аналитический обзор множества теоретических подходов к определению данного феномена и его структуры, предлагаемых в различных науках. На основе проведенного анализа, автором предлагается психологический подход к пониманию феномена социального капитала и способов изучения. На основе разработанного психологического подхода проведено кросс-культурное исследование социального капитала различных этнических групп России, а также отдельно русских в сравнении с китайцами. В качестве механизма воздействия социального капитала на экономику предлагается рассматривать его влияние на экономико-психологические характеристики личности (установки, представления), что, в конечном итоге, приводит к формированию т.н. «продуктивного» экономического поведения людей. В монографии анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи социального капитала и социально-экономических установок, представлений различных этнических групп России.
Книга может быть рекомендована специалистам в сфере психологии, социологии, экономики, культурной и социальной антропологии, а также всем, кто интересуется проблемами влияния социального капитала на развитие общества.
Изучение религиозной идентичности с экономическими установками россиян на примере представителей двух религий российского общества – христианство (православие) и ислам. Нами были выдвинуты следующие гипотезы: 1) существуют взаимосвязи религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями у российских студентов; «) существуют различия взаимосвязи религиозной идентичности с экономическими установками у христиан и мусульман. Объектом исследования выступила религиозная идентичности как компонент социальной идентичности личности.
В статье приводятся данные о различиях между двумя российскими регионами – Москвой и Башкортостаном – по следующим социально-психологическим показателям: воспринимаемый социальный капитал, уровень доверия, гражданская идентичность, удовлетворенность жизнью, установки на экономическое поведение.
В данной главе рассматривается взаимосвязь психологических характеристик социального капитала с экономическими установками и представления у представителей различных этнических групп.
В статье обсуждается разрыв между постулируемой Русской православной церковью нормативной моделью религиозности и реальными социальными модусами проживания религиозной жизни в современной России. В противоположность нормативной приходской модели, основанной на идее активного членства верующего в своей локальной религиозной общине, возникли иные, «номадические» формы религиозной жизни, такие как сетевое православие, флэшмоб и групповое паломничество. Эти формы подробно разбираются в статье.
Коллективная монография посвящена изучению взаимосвязи культуры и экономического сознания россиян и подготовлена на основе теоретических и эмпирических исследований сотрудников Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Значительное внимание уделено сравнительному рассмотрению экономического сознания и поведения русских и представителей народов Кавказа и Закавказья, жителей различных регионов России, представителей двух наиболее крупных религиозных конфессий России (христиане и мусульмане). При этом авторы монографии не ограничиваются констатацией выявленных различий, а делают попытку объяснить их причину, рассматривая взаимосвязи моделей экономического поведения с такими социокультурными и социально-психологическими факторами, как ценности, социальный капитал, инновативные установки личности.
Для специалистов, интересующихся проблемами связи культуры, экономики и психологии.