Глава
Эволюция банков в Х- и Y-экономиках
В статье сопоставляются функции банковской системы в Х- и Y-экономиках. Показано, что в редистрибутивной Х-экономике банковская система имеет иное институциональное устройство и действует иная модель формирования банков («top-down» model, а не «bottom-up» model) в сравнении с рыночной Y-экономикой. Выдвигается гипотеза, что в странах, где доминирует Х-экономика, частное банковское дело неизбежно является комплементарным институтом по отношению к централизованной финансово-кредитной системе. В обоснование гипотезы представлены исторические и современные данные, прежде всего из российской, а также китайской практики. Показано, что проведѐнный в России эксперимент по приватизации банковской системы не привел к созданию эффективно функционирующей системы частных банков. Современная эволюция российской банковской системы соответствует общему направлению институциональной экономической динамики, в том числе росту государственной собственности на основные активы. Доля подконтрольных государству банков также увеличивается и оценивается авторами уже как минимум в 54% их совокупных активов. Делается вывод о сложном, внутренне пока рассогласованном характере эволюционных изменений в банковской системе России, направленных на поиск баланса редистрибутивных и рыночных инструментов и формирование адекватной стране институциональной модели банковской системы.
В книге
П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Общераспространенные дефиниции государства предписывают рассматривать его как институт политический и даже политический по преимуществу («государство — это политическая организация общества»). Такое понимание государства, однако, резко контрастирует с теми процессами, которые мы наблюдаем в современной России. Усиление государства на деле оборачивается тенденцией, которую можно обозначить все более популярным понятием «деполитизация». Последние годы мы наблюдали стремительный процесс деполитизации, который развернулся в культуре, b, обществе, захватив, наконец, саму партийную систему и ритуал выборов. Политическое стремительно маргинализуется, уходя на периферию и освобождая место какому-то иному феномену, в отношении которого распространенные политологические категории представляются не вполне нерелевантными.
В исследовании предпринята попытка определить, существует ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Анализ на базе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2010 гг. показал наличие межсекторного разрыва с учетом как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых характеристик работников и рабочих мест. Относительная недоплата «бюджетникам» составляет в среднем около 30%. Кроме того, при прочих равных, потери от работы в бюджетном секторе выше у более способных, чем у их менее оплачиваемых коллег. Использование декомпозиции на основе квантильной регрессии помогает ответить на вопрос о природе и источниках различий в оплате труда. Автор приходит к выводу, что главной причиной разрыва являются институциональные механизмы формирования заработной платы бюджетного сектора в России.
Сборник составлен по итогам VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», организованной Государственным университетом – Высшей школой экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 4-6 апреля 2006 г. в Москве. Рассматриваются роль государства в модернизации экономики и макроэкономическая политика модернизации российской экономики. Для экономистов, социологов, юристов, политиков, а также студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Книга может быть полезна всем, кто интересуется проблемами и перспективами реформирования российской экономики.
Банк России направляет для использования в работе при осуществлении деятельности по наблюдению за платежными системами в регионе неофициальный перевод документа Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка», принятого в апреле 2012 года. После внесения необходимых изменений в нормативную базу Банк России предполагает поэтапно начать предъявлять требования к значимым платежным системам на предмет их соответствия «Принципам для инфраструктур финансового рынка» и оценивать степень указанного соответствия в рамках осуществления Банком России деятельности по наблюдению в национальной платежной системе. При проведении указанной деятельности Банк России исходит из того, что наличие эффективных внутренних процедур оценки соблюдения Принципов соответствует прежде всего интересам собственников, участников, клиентов и сотрудников самой инфраструктуры финансового рынка, и полагает, что все указанные стороны заинтересованы в том, чтобы принимаемые инфраструктурой финансового рынка риски не создавали угрозы для ее существования и бесперебойного функционирования, а также функционирования ее участников, клиентов и других инфраструктур финансового рынка.
В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу и идеи одного из самых крупных русских мыслителей конца XIX века Константина Леонтьева, значение которого было осознано лишь в ХХ веке. Леонтьев посвятил борьбе с кумирами, которым поклонялось русское общество. Он пытался разломать броню прогрессистского благодушия, навеянного позитивизмом, преданностью существующему порядку вещей, эгалитарному прогрессу, разрушить преклонение перед славянством как таковым, возлагая надежды лишь на византизм, как последний оплот европейской идеи в эпоху Средневековья, византизм, воспитавший Россию, преодолеть бессмысленное и преступное народолюбие, приведшее к разрушительным революциям, утвердить и объяснить величие дела Петра Первого, издевался над существующей в общественном сознании нечувствительностью к потоку изменений, которое несет время. Утверждал, что христианство учит одному – преодолевать трагизм бытия. Он был пророк, которого, как и Достоевского, не желали слушать.
Материалы студенческой конференции содержат результаты научно-исследовательской работы студентов СПБГУЭФ за 2011 - 2012 гг. В них обобщены теоретическиие и практические аспекты регулирования российской экономики в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Исследованы проблемы финансовой, денежно-кредитной и инвестиционной политики государства, развития банковской системы, валютного регулирования, изменения налоговой политики, противодействия коррупции и регулирования инфляции, социальной политики и экологической безопасности.
Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.