• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Влияние глобализации на поведение российских промышленных предприятий

С. 21-30.

Доклад основан на результатах  опросов предприятий обрабатывающей промышленности, проведенных в Институте анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ в 2005 и 2009 годах.  Данный доклад сфокусирован на частной, но весьма актуальной проблеме – влияния глобализации российской экономики на деятельность и поведение российских промышленных фирм. 

Принято считать, что доля российских обрабатывающих компаний, участвующих в глобализационных процессах, незначительна в силу их низкой конкурентоспособности на международных товарных рынках. Действительно, в российской промышленности практика интеграции в международные цепочки создания стоимости не носит массового характера и, в основном, встраиваются в низкодоходные звенья цепочки добавленной стоимости (Авдашева и др. 2005). как, например создание производств «отверточной сборки» продукции для внутреннего российского рынка в автомобильной промышленности. Вместе с тем, многолетние наблюдения за процессами, происходящими в обрабатывающих отраслях показывают, в предкризисный период наблюдались достаточно четко выраженные тенденции интеграции российских производителей в мировую экономику и усиления зависимости их деятельности от зарубежных потребителей, поставщиков, прямых иностранных инвестиций, интенсифицировались процессы заимствования не только производственных технологий (через, прежде всего, закупку оборудования), но и управленческих «know-how».

Таким образом, если понимать глобализационные процессы как процессы интеграции национальных производителей в мировую экономику по различным каналам - торговля товарами и услугами, прямые иностранные инвестиции, заимствование капитала, опыта  и технологий (Bhagwati, 2004) – то можно утверждать, что интеграционные процессы протекают в российской промышленности достаточно интенсивно.

Так, второй раунд мониторинга промышленных фирм, проведенный весной 2009 года, показал, что уже у 10% компаний крупных и средних фирм в обрабатывающих отраслях есть иностранный собственник, у 14% - менеджеры с опытом работы в иностранной компании, у пятой части предприятий экспорт составляет больше 10% продаж, более 50% фирм закупают импортные машины и оборудование, четверть  компаний поставляли продукцию для иностранных фирм, имеющих производство в России.  Можно также отметить, что существенно выросла и доля отечественных фирм активно конкурирующих не только с импортной продукцией, но и с продукцией иностранных фирм, производящих товары на территории России.  (Предприятия и рынки…, 2010)

Таким образом, существенная часть крупных и средних предприятий промышленности тем или иным способом участвует в процессах экономической глобализации, и есть основания ожидать, что такое участие сказывается на эффективности и поведении компаний. В работе проверяется гипотеза о значимом положительном влиянии интеграционных процессов на эффективность и рыночное поведение предприятий, что в свою очередь в соответствии с теорией сравнительных преимуществ, способствует более эффективному распределению производственных ресурсов и росту доли рынка, занимаемому интернационализированными компаниями. Подобные исследования на российских данных были проведены, в частности, К.Сабирьяновой и др. (Sabirianova et al, 2004), Е.Бессоновой и Ф.Аджионом (Agion & Bessonova, 2006) которые показали положительные эффекты интернационализации, которые, однако, обусловлены относительно высоким изначальным технологическим уровнем бенефициариев, способных воспринять новые знания и противостоять высокой конкуренции.

При помощи эконометрических методов в работе оценивается связь эффективности предприятий и признаков рыночного поведения с индикаторами экономической глобализации. Инструментарий обследования позволяет количественными методами анализа оценить влияние следующих признаков вовлечения фирм в глобальные экономические процессы в качестве объясняющих переменных: (1) прямые иностранные инвестиции – участие иностранного собственника в капитале; (2) внешнеторговая деятельность предприятий – в части выхода на внешние рынки с существенным (более 10% выручки) экспортом; (3) технологическая модернизация на основе заимствования иностранных технологий за счет импорта оборудования ; (4) применение западных управленческих практик; (5) привлечение менеджеров с опытом работы в иностранной компании; (6) конкурентная борьба с импортом и иностранными производителями на территории России.

Результаты расчетов продемонстрировали, что при прочих равных большинство признаков интернационализации обнаруживают положительную связь с эффективностью и рыночным поведением компаний, при том, что экспорт и заимствования демонстрируют более высокую значимость, чем участие иностранцев в собственности. Проверена устойчивость полученных результатов на панельных данных, обсуждена проблема эндогенности и предложены способы ее решения. Показано, что изоляционистские стратегии, особенно если они ориентированы преимущественно на региональные рынки, крайне отрицательно сказываются на деятельности предприятий. Исследование также показало, что негативные экстерналии глобализации, судя по результатам опроса, пока сказываются на ограниченном числе участников рынка (напомним, речь не идет о сверхкрупных компаниях с высокими внешними заимствованиями), что не исключает, однако, возможности их проявления в будущем.