• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Развитие профессиональных знаний на стыке профессий: опыт социального предпринимательства

С. 363-371.

Эмпирическую основу доклада составляют результаты пилотного проекта «Исследование моделей социального предпринимательства в России» (10 кейсов, исследованных по методу кейс стади, включавших опрос руководителей организации и ее стейкхолдеров - науч. руководитель А.Московская, Оксфам Великобритания 2009), а также анализ международного опыта социального предпринимательства на основе отобранных с учетом отраслевого и странового разнообразия12 кейсов социальных предприятий из базы данных глобальной организации поддержки социального предпринимательства «Ашока».

Исследования социального предпринимательства и исследования профессий обычно не соприкасаются между собой в литературе, т.к.  относятся к разной исследовательской специализации как внутри социологических, так и экономических дисциплин. Между тем уже накопленные эмпирические данные российских и международных кейсов социального предпринимательства дают любопытный материал для обсуждения темы создания и развития профессиональных знаний на стыке профессий, а также на стыке предпринимательской и профессиональной деятельности в ходе создания и функционирования социальных предприятий.

Подход к анализу этой темы недавно был реализован коллегой по проекту И.Поповой в работе «Профессионализация в социальной сфере и социальное предпринимательство: создание новых компетенций» (В: Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям. Сборник статей. Под ред. П.В. Романова и Е.Р.Смирновой-Ярской , в печати). В этой работе на примере кейса театральной педагогики рассмотрены проблемы борьбы за профессиональную юрисдикцию новой специализации, формирующейся на стыке педагогической и театральной дисциплин. Однако в этом кейсе профессионалы отступились от предпринимательства, поэтому  вопросы взаимовлияния предпринимательской и профессиональной деятельности в ходе развития социального предприятия остались за пределами исследования.

Исследовательская проблема настоящего доклада состоит в объяснении противоречия между стандартным подходом социологии профессий, противопоставляющим бизнес и профессиональную деятельность, и активным использованием профессиональных знаний и профессиональных сетей для создания и развития социальных предприятий, организованных на принципах социального предпринимательства (СП).

В качестве принципов СП в научной литературе и в нашем исследовании приняты следующие:

- преобладание социальной цели над получением экономического эффекта от деятельности;

- решение (ослабление остроты) реально существующей социальной проблемы, на которое направлена деятельность организации;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость организации обеспечивается  преимущественно продажей товаров или услуг (а не получением грантов, либо иной формой помощи внешних благотворителей);

- наличие инновации в достижении результатов деятельности (социальная или экономическая инновация, инновационная комбинация социальных, материальных, финансовых ресурсов и пр.).

Англо-саксонская традиция в социологии профессии утверждает, что: (1) логика развития профессий и профессионального контроля  в современных обществах  представляет собой устойчивую альтернативу - «third logic»  «логике рынка» (бизнес) и «логике бюрократии» (государство) (Freidson, 2001); (2) проникновение рыночных стимулов  в сферу профессиональной деятельности (professional practice – деятельность в сфере экспертного преимущественно умственного труда) нарушает профессиональную автономию и профессиональный контроль, ведет к эрозии не только профессионального статуса , но и профессиональной компетенции соответствующих специалистов.

В то же время исследования социального предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об активном использовании профессионального знания как источника создания бизнес модели социального предприятия, а профессиональных сетей - в качестве его партнерского ресурса. (Это отличает СП от  стандартного бизнеса,  где предприниматель и менеджер часто не являются специалистами в избранной для предприятия сфере деятельности, приоритетным для них является знание рынка и опыт хозяйственной деятельности.) Более того, чтобы найти устойчивую модель самоокупаемости, решая основную задачу ослабления остроты  социальной проблемы избранной социальной группы, социальный предприниматель  должен быть знатоком, по меньшей мере, в двух несопоставимых сферах : одной, представляющей нужны целевой социальной группы, и другой – той или иной экономической отрасли, представляющей механизмы удовлетворения данных социальных нужд. Используя примеры 4 исследованных российских кейсов, предназначенных для углубленного анализа, это значит - соединить проблемы и интересы - сирот и фермерского дела, инвалидов -  и конного спорта, детей 6-12 лет и народных ремесел, школьных учителей и театрального дела. Другими словами, это предполагает комбинирование профессиональных знаний, относящихся к ведению разных профессий, а подчас - и внесение в них определенных нововведений.

В связи с этим возникает несколько вопросов, на которые предстоит ответить:

-способствует ли социальное предпринимательство в профессиональной сфере профессиональному развитию участников  – профессионалов социального предприятия и их внешних партнеров?

-является ли перекрестное применение профессиональных знаний в приграничной между профессиями области развитием профессиональных знаний для каждой из них?

-способствует ли социальное предпринимательство в профессиональной сфере повышению профессионального статуса участников предприятия, их партнеров, а также коллег, работающих в затрагиваемой деятельностью СП профессиональной области?