• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Православие и католицизм о демократии и правах человека

С. 167-175.

Как следует из опросов общественного мнения, отношение к демократии и правам человека в России заметно отличается от западного. Так, в странах Западной Европы демократия признается лучшей из форм политического устройства, а демократические права и свободы составляют «фундаментальную основу», неприкосновенные ценности общества, которые ни при каких условиях не могут быть пересмотрены. В Россия ситуация иная. За последние десять лет вдвое уменьшилась доля тех, кто положительно воспринимает само понятие «демократия», и не более четверти россиян признают демократическое устройство (как таковое) справедливым. Даже в условиях, казалось бы, явного сужения гражданских прав и свобод многие убеждены, что демократии у нас «слишком много».

Чтобы прояснить причины такого расхождения и лучше понять особенности этнополитического менталитета россиян, важно учитывать религиозный фактор, в частности, те социально-политические установки, которые формирует церковь.  Очевидна активизация Русской Православной Церкви (РПЦ) и нарастание ее роли в политической и общественной жизни страны. В Западной Европе, несмотря на секуляризацию, католическая церковь продолжает оказывать большое влияние на сознание масс.

Подходы РПЦ и католической церкви к проблеме демократии и правам человека существенно различаются.  Характерно при этом, что в течение многих веков православное богословие не уделяло должного внимания социально-политическим вопросам, сосредотачиваясь, главным образом, на догматике. Социальное учение православия, в котором освещаются политические проблемы, оформилось совсем недавно: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были приняты в 2000 г. Затем появились и другие официальные церковные документы о достоинстве и правах человека.