Глава
Региональные сопоставления ранней предпринимательской активности российского населения
Одним из приоритетных направлений государственной экономической и социальной политики в настоящее время является малое и среднее предпринимательство. Однако аналитические возможности государственной статистики в сфере малого и среднего предпринимательства существенно ограничены: Росстат формирует информацию, характеризующую состояние и развитие зарегистрированных и действующих предприятий, но не обладает данными, отражающими предпринимательство на ранней стадии (нарождающийся и новый бизнес).
В статье приведен анализ уровня предпринимательской активности и представлены особенности структуры раннего предпринимательства в регионах РФ. Источником статистики раннего предпринимательства стало исследование, проведенное в рамках проекта «Раннее предпринимательство в России: региональное измерение», реализованного в Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики.
Несмотря на то что становление рыночных отношений в России происходит уже около 15 лет, мы не можем пока говорить о сформировавшемся слое предпринимателей. До сих пор подавляющее большинство российских занятых составляют наемные работники. И это - результат неблагоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, сложившихся в стране. Так, в 2006 г., по данным обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ), 93,3% всех занятых россиян работали по найму, а 6,7% были «предпринимателями, т.е. работали "не по найму"» (что составляло в 2004 г. 4,6 млн чел.). Это соотношение практически не меняется.
Женщины в силу разных обстоятельств пока реже, нежели мужчины, выбирают предпринимательство в качестве своей профессиональной деятельности (хотя эти различия не являются критическими): в 2006 г. 6% всех работающих женщин и 7,5% мужчин были заняты «не по найму». Российское предпринимательство, как и предпринимательство во всех других странах мира, имеет гендерную асимметрию по множеству параметров: доле среди имеющих разный предпринимательский статус, уровню образования, возрастному составу и пр. Рассматриваются некоторые из них.
Данное исследование посвящено избранию предпринимателей в состав законодательных собраний регионов. Переход из бизнеса в политику без отказа от ведения предпринимательской деятельности рассматривается как рационально обусловленная стратегия поведения экономического агента. Автор исходит из положения о том, что для предпринимателя депутатский мандат — это эффективный инструмент реализации экономических интересов. На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга изучены возможности и ресурсы, которые доступны собственникам с депутатским мандатом. Также показаны ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются в ходе реализации экономических интересов посредством использования политического, административного и иных ресурсов. В работе уделено внимание и масштабам прихода представителей бизнеса в законодательные собрания регионов Северо-Западного федерального округа. В ходе исследования был сделан вывод о том, что депутатский мандат следует рассматривать как «окно возможностей», позволяющих предпринимателю оптимизировать положение на рынке. В то же время такие возможности не являются безграничными, а отношения бизнеса и власти имеют форму обмена.
Данный сборник содержит тексты публичных лекций ведущих современных зарубежных исследователей предпринимательства - лауреатов Международной премии по исследованиям предпринимательства и малого бизнеса - и аналитических очерков об их творчестве. Впервые на русском языке дается подробное изложений идей ведущих зарубежных исследователей конца 20 – начала 21 в., определяющих мейнстрим в изучении природы и особенностей предпринимательства. Книга предназначена для преподавателей и студентов школ бизнеса, факультетов экономики, менеджмента, социологии, для всех, кому интересны фундаментальные основы теории предпринимательства.
This paper represents an initial report on findings for a study aimed at analyzing several key aspects of middle class development in the Russian regions (subjects of Federation - oblasts, krays, autonomous republics), namely: Federal and regional government programs to stimulate the growth of the middle class (content, tools of implementation, effectiveness); Behavioral strategies and economic behavior (consumption patterns propensity to save, investment) of different sections of Russian middle class; Middle class value orientation and political preferences (including preferences for democracy).
Статья содержит обсуждение эмпирического исследования, проведенного авторами посредством анкетирования фоку-групп молодых предпринимателей, находящихся на разных фазах создания собственного проекта. Особое внимание было уделено вопросам формирования образовательных программ для основателей и для персонала стартапов.
В статье представлен взгляд на предпринимательскую культуру в контексте «культуры полезности и достоинства». Определены основные принципы и задачи образовательного процесса, направленного на формирование предпринимательской культуры. В статье представлен опыт факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, описана программа развития предпринимательской культуры в молодежной среде.
One of the most popular statements in the systemic transition literature since the second half of the 1990th is that different experiences of the CEE and Baltic states, on the one hand, and the most of the CIS countries, on the other hand, are embedded in different social norms and values, encouraging efforts in the new EU member states and preventing it in some of CIS countries.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. Richer regions have a greater ability to reconcile social commitments with the promotion of business. Regions differ in their development strategies, some placing greater emphasis on indigenous business development and others seeking to attract federal or foreign investment. Governors have considerable discretion in choosing their strategy so long as they meet basic performance demands set by the federal government such as ensuring good results for the United Russia party. In all four regions, governments consult actively with local business associations whereas organized labor is weak. However, the absence of effective institutions to enforce commitments undertaken by government and its social partners undermines regional capacity to use social policy as a basis for long-term economic development.
Настоящее издание является первым в России учебником, в котором реализован комплексный подход к изучению предпринимательства как формы социально-экономической деятельности акторов, укорененной в институциональном поле рыночной экономики, а также как функции особой социальной группы. Использованы материалы ряда прикладных проектов, осуществленных в России в 1990-х - начале 2000-х гг. под руководством и при участии автора. Широко привлекаются данные зарубежных исследований, научная литература.
Для студентов социологических специальностей.
Пособие содержит учебные и методические материалы по курсу “Entrepreneurship” (на английском языке).