• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Оценка рисков как институт управления обеспечением государственных нужд

С. 482-490.

Исследование выполнено в рамках проекта «Экономические основы обеспечения государственных нужд» ГУ-ВШЭ.

Существенным фактором доминирования негативных тенденций в практике размещения госзаказа в российской экономике является недостаточная степень разработанности методологических основ и концептуальных положений системы управления госзаказом с учетом рисков, возникающих в ходе осуществления закупочной деятельности.

Исходя из этого, проведен анализ научных подходов управления рисками закупочной деятельности для государственных нужд, подходов определения рисков государственных закупок. Анализируя риски закупочной деятельности в Российской Федерации на основе процессного подхода построена матрица процессных и технологических рисков закупочной деятельности в Российской Федерации. Поскольку в России детальное законодательное регулирование распространяется только на процесс размещения заказа, проанализированы и оценены 49 рисков размещения заказа в их взаимосвязи с рисками управления и рисками обеспечения закупочной деятельности. При оценке рисков использовался опросник, разработанный авторами доклада, включающий в себя экспертную оценку риска размещения заказа по объему последствий и частоте встречаемости. Опрос проводился в среде экспертов закупщиков: опрошено 260 экспертов – закупщиков, работников Федеральной налоговой службы, 44 эксперта закупщика – работников Федерального казначейства, 112 экспертов – закупщиков различных федеральных органов власти и государственных и муниципальных учреждений.

Результаты опроса показывают высокий уровень риска по объему последствий и средний в целом по всем рискам по частоте встречаемости. Эксперты особо выделяют риски предоставления, состава и содержания закупочной документации, объем последствий и частота встречаемости которых значительно превышает риски иных процессов и документальных входов и выходов процесса. Кроме того, эксперты считают объем последствий рисков закупочной деятельности, связанных с экономическими критериями закупки значительно превалирующими по объему последствий и частоте встречаемости над коррупционными рисками. Этот результат подтверждает гипотезу исследования, что в среде закупщиков экономические риски, в том числе риски достижения результата оцениваются как более значимые, чем риски нарушения законодательства, коррупционных и картельных сговоров.