• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Социальный капитал и дорожное движение: дороги и власти, которые мы выбираем

С. 272-282.
Зубарева Д. С.

Проблемы дорожного движения в России, знакомые с исторических времен и вошедшие в классическую литературу и фольклор, значительно обострились в последние годы. Основными признаками неблагополучия на дорогах страны являются пробки и аварии. Для решения этих проблем предлагаются преимущественно технические и административные меры, такие как расширение дорожной сети, ужесточение контроля над соблюдением правил дорожного движения, строительство автостоянок, ограничение проезда и пр. Предметом исследования в настоящей работе является роль «человеческого фактора» в возникновении и возможном решении дорожных проблем. Основной задачей является анализ связи положения дел на дорогах российских городов с нормами и ценностями населения, составляющими социальный капитал.

Целью исследования является эмпирическая проверка гипотезы о влиянии социального капитала на положение дел на дорогах. Проверка этой гипотезы представляет интерес, поскольку позволяет пролить свет на проблемы, связанные с дорожным движением, а также вносит вклад в литературу о социальном капитале. Важным представляется не просто установление факта влияния социального капитала на положение дел на дорогах, но и определение механизмов и каналов, через которые оно распространяется. Рассматриваются два потенциальных канала: горизонтальный и вертикальный. В первом случае (горизонтальный канал) каждодневное поведение водителей и пешеходов непосредственно влияет на положение дел на дорогах. Предположительно сознательность, взаимное уважение участников дорожного движения, соблюдение правил непосредственно влияют на дорожную ситуацию. Чем «культурнее» люди ведут себя на дорогах, тем меньше пробки и аварийность. Во втором случае (вертикальный канал) основой «передаточного механизма» является гражданская активность населения, от которой зависит подотчетность и эффективность власти, а тем самым содержание дорог, качество городского и дорожного планирования, работа надзорных и милицейских служб и пр.

Эмпирической основой исследования являются материалы опроса автомобилистов в двадцати крупных городах России, проведенного нами в 2010 г. совместно с компанией «Маркетдейта». В данной работе основные результаты и гипотезы исследования представлены в сокращенной, схематичной форме.