• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Les portraits royaux de l’église de la Nativité de la Vierge à Béthanie dans le cadre de la culture géorgienne de la fin du XII - début du XIII siècles

 

Фрески церкви Рождества Богородицы в Бетании являются разновременным ансамблем: кроме основных росписей, датируемых XII веком, в их состав входят царские портреты, созданные около 1207 г. На рубеже XII – XIII вв. в изображениях такого рода (ориентированный на византийскую традицию светский ктиторский портрет в храмовой росписи) начинает заметно проступать некий «восточный» элемент. Его наличие было обусловлено географической близостью к странам исламского Востока, которые осуществляли экспансию в Закавказье, оставляя в грузинской истории и культуре следы своего присутствия.

В эпоху царицы Тамары вкус к восточной светской культуре (прежде всего к близким географически иранской и сельджукской) возрастает. Ее элементы (литература, дворцовый церемониал, быт и одежды, терминология и т.д.) все более заметно вплетаются в сложный узор жизни и обычаев грузинского царского двора и высшей аристократии. Здесь они встречаются с другими традициями (античными, ближневосточными, византийскими) и региональной художественной основой, образуя уникальный «местный» синтез. На примере царских портретов Бетании в докладе раскрываются характерные черты этого процесса.

В книге

Voskoboynikov O. Florence: Edizioni del Galluzzo, 2022.