?
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МУЗЫКОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: НАУКОМЕТРИЯ—PRO ET CONTRA
Интервью Г.Р. Консона с профессором Кембриджского университета Мариной Фроловой-Уокер посвящено актуальным проблемам науки и высшего образования. Одной из таких является система отчетности деятельности ученых, где главным критерием их оценки оказывается рецензирование. В Великобритании во всех областях науки между университетами каждые 7 лет проводится своеобразный конкурс на получение финансового обеспечения (этот вопрос решает государственный научный совет). Конкурс проводится на основе тотального рецензирования всего: что́ каждый факультет, каждый человек, который получает зарплату, сделал за 7 лет? Критериями оценки являются три показателя: оригинальность (темы или подхода, а также использование первичных или вторичных источников), научная точность и доказательность, а также значимость для развития науки и доказательность. Сложившаяся в Великобритании система, с одной стороны, повысила публикационную активность, с другой — изменила приоритеты. Считается, что вместо того, чтобы много лет работать над одной книгой, которую система недооценивает, лучше опубликовать определенное количество статей; только недавно оценочные показатели за весомую книгу стали удваиваться или даже утраиваться, в то время как раньше создание монографии стоило столько же, сколько создание статьи.
Необычной для российского ученого является защита PhD. Она проходит непублично. Диссертацию читают два оппонента. Один из другого университета, второй — из своего. Они пишут два довольно коротких отзыва. Поговорив друг с другом, они предварительно уже знают, чем окончится защита. Вариантов здесь может быть пять: без исправлений (та-кого обычно не бывает), минимальные исправления (которые необходимо сделать за 3 месяца), серьезные исправления (без второй защиты, но с полугодичной доработкой), диссертация не удалась, но не настолько, чтобы ее отвергнуть (поэтому она обычно признается со второй защитой после нескольких лет серьезной переработки) и, наконец, работа должна быть полностью сделана заново (этот вариант на практике не используется).
Большое внимание в интервью отводится вопросам морали и нравственности ученых в Великобритании, актуальной тематики в жанровой панораме музыковедения, а также предви́дению будущего музыкознания как науки.