Глава
From Craft to Industry: Industrializing the Marginal Domains of Cultural Industries
В книге

В докладе описаны основные вызовы пандемии, с которыми пришлось столкнуться культурным центрам и общественным пространствам в России, и решения, которые были внедрены в ответ на эти вызовы с начала марта по конец июля 2020 года. В докладе использованы публичная информация из СМИ, социальных сетей и сайтов культурных центров, экспертные интервью с руководителями и менеджерами проектов из разных регионов России.
Часто рассматриваемое как один из наиболее вредных видов деятельности, пиратство на протяжении десятилетий тем не менее является для многих народов на всех континентах главным способом получить доступ к продуктам культурных индустрий. Данная книга, основанная на эмпирической базе из различных географических зон, рассматривает этот комплексный феномен. Впервые публикуемое исследование подобного рода анализирует глобальные стратегии борьбы с пиратством, рассматривает национальную политику разных стран по борьбе с пиратством, изучает способы применения пиратских продуктов, обозначает пути доставки пиратских продуктов, а также трансформации, связанные с интернетом в этой области.
Рецензия на книгу Дэвида Хезмондалша «Культурные индустрии»
Основная задача данной главы – объяснить суть феномена аудиовизуального пиратства. Мы постараемся определить основные логики, которые структурируют данный феномен с точки зрения неформальной экономики и их культурные функции. В течение 1990-х гг., специфика российского общества, соответственно и его медиасистемы, определялась его «переходным» характером. Данный подход предполагал, что процесс «перехода» завершится установлением рыночной экономики, гражданского общества и демократии. Соответственно данной логике мыслили и представители экономических наук, которые воспринимали неформальный (или полулегальный) сектор экономики, включая пиратство, как некий ненормальный неестественный феномен, который должен исчезнуть с дальнейшим развитием рыночной экономики. Отсюда происходит восприятие феномена пиратства в сфере культурных и информационных продуктов как чисто детерминированного экономикой феномена, который связан исключительно с бедностью населения. В данной главе мы попытались раскрыть наивность и всю упрощенность такого суждения и выразить ряд факторов, в частности культурных, которые также оказывают влияние на феномен пиратства и на структуру рыночных сил в этой сфере.
Луддиты – это исторический термин, описывающий типаж ремесленника, утратившего свой цеховой статус, экономическую самостоятельность и позиции в процессе промышленного переворота. Пермский кейс позволяет применить данный термин к ситуации внедрения массовых культурных индустрий в современный город. В современном обществе галерея представляет собой специализированную фабрику по производству искусства. Она организует художественную активность людей искусства, вырабатывает правила различения предметов искусства, создает центр притяжения для художников, их агентов и продюсеров. Схожие функции выполняют современные театры, музеи, книжные ярмарки и выставочные центры. В работе представлен анализ практик сопротивления, которыми местное отделение Союза художников России, отдельные литераторы и журналисты встретило проект развития в г. Перми музея современного искусства PERMM и программу поддержки культурных индустрий. Показано рождение из публичной перепалки в прессе идеологии сопротивления культурному вторжению. Стержнем идеологии сопротивления стала идея конструирования локальной территориальной идентичности, духовной самобытности и хранения традиций горнозаводской цивилизации (А. Иванов). Это позволило представить противостояние как конфликт космополитов, коммерсантов от искусства и хранителей народных традиций. Причина поражения культуртрегеров – неспособность мобилизовать горожан. Отведя им роль зрителей, власть и инициаторы культурных преобразований превратили их в толпу зевак без собственной социальной позиции. В результате поражения «Пермского культурного проекта» луддиты смогли торжествовать победу (в отличие от своих английских предшественников), а креативные индустрии оказались скомпрометированы.
В данной статье представлен обзор литературы, посвящённой изучению сетевой структуры медиарынков. Фокус на сетевом подходе не случаен: отличие медиарынков от других хозяйственных рынков и особая природа продуктов медиаиндустрий оказывает влияние на конфигурацию сети такого рынка и характер отношений между акторами. Таким образом, автор обзора, изучая существующие исследования по теме, предпринимает попытку выяснить, как структурирован медиарынок с точки зрения взаимодействия его участников и отношений между ними, чем эти отношения обусловлены и какая конфигурация сети характерна для рынка медиа.
В результате проведённого обзора литературы выявлено, что сетевая структура медиарынка действительно может быть объяснена особенностями индустрии и медиапродукта. Так, для медиарынка свойственна большая доля неформальных отношений в его структуре, что позволяет снизить риски, связанные с невозможностью прогнозирования спроса на культурный продукт, а также с зависимостью от индивидуальных вкусов и моды. Проектный (то есть разовый) характер производства многих медиапродуктов влияет на укоренённость и повторяемость связей между участниками. Сила личных контактов является определяющей, однако их значение неодинаково для разных этапов производственной цепочки медиапродукта, разных пространственных уровней взаимодействия акторов, а также в разных секторах медиа.
Также неформальные отношения используются для разных видов деятельности, среди которых создание креативного продукта, поиск и наём персонала и др. Структуры «переплетённых директоратов» также присутствуют на медиарынках (хотя и не в большей степени, чем в других индустриях). Для участников культурных индустрий характерны сети тесных миров, что способствует более эффективному креативному процессу, однако может блокировать появление новых участников и поступление новых идей.
В конце статьи сформулирован ряд вопросов для дальнейшего изучения. В частности, о сравнении медиарынков в разных странах, изучении взаимодействия между государственными структурами и акторами медиаиндустрий, а также о трансформации внутрирыночного взаимодействия под воздействием технологий новых медиа.
This book is a collection of the most recent research om the Cultural and Creative Industries (CCIs). All of the contributions are written by pioneers within their own fields and all have an international orientation. The book was the basis of discussions at the international research conference in Antwerp that was held on 22-23 May 2014, the third conference on the Cultural and Creative Industries that the University of antwerp, the Antwerp Management School and the HKU University of the Arts Utrecht organized together (Annick Schramme)