• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Сравнительный анализ изданий «Аль-Китаб» (الكتاب, «Книга») Сибавейхи (по материалам «Предисловия» к каирскому изданию 1988 года)

С. 256-264.
Чупрыгина Л. А., Бутурлин И. С., Рабинович И. В., Хасан А. А., Кассем Х. М., Манцерев А. А., Саенко А. В.

Трактат Сибавейхи «Аль-Китаб», созданный в VIII-м в., часто называют «Кораном арабской грамматики», ее краеугольным камнем. Один из передатчиков «Книги», выдающийся грамматист аль-Мубаррад (825- 899 гг.), мнение которого приводит А. М. Харун в главе «Иснад» первого тома подготовленного им издания трактата[1], охарактеризовал этот древнейший из дошедших до нас трудов, посвященных вопросам арабской грамматики, так: “Ещё не была создана ни в одной из наук книга, подобная «Книге» Сибавейхи; и это потому, что все книги, когда-либо написанные в какой-либо из областей науки, нуждаются (для объяснения их сути) в иных книгах, в то время как «Книга» Сибавейхи полностью исчерпывает свой предмет” («الكتاب»,1988, т. 1, с. 5).

В период становления и последующего расцвета арабского языкознания (VIII-XV вв.) трактат Сибавейхи являлся уникальным источником знаний по вопросам грамматики арабского языка и наиболее обсуждаемым лингвистическим трудом, количество комментариев к которому исчислялось сотнями.

   Не менее интересен он и для современного языкознания.

   В 1881 г. «Аль-Китаб» был впервые опубликован Х. Деренбургом с предисловием на французском языке; с тех пор все издания трактата (введение в научный оборот новых списков «Книги» и их комментарий) являются значимыми событиями для научного сообщества.

  В статье рассматривается последнее, каирское издание «Книги» в 5-ти томах (3-е переиздание), опубликованное в 1988 г. египетским филологом А. М. Харуном, и его отличия от предыдущих изданий: использование составителем не известных ранее рукописей, снабжение текста обширным справочным аппаратом и подробным комментарием, облегчающим труд исследователей.

 

 

[1] Китаб Сибавайхи / ред. ‘Абд ас-Салам Мухаммад Харун, 1988, стр. 5