Глава
Казус с признанием Губайдуллы Уалиханова в достоинстве хана: историко-правовой анализ
Указом цинского императора Даогуана 1823 г. за правителем Среднего жуза Губайдуллой Уалихановым было признано ханское достоинство. Данное обстоятельство вызвало негативную реакцию со стороны российской императорской администрации, под давлением которой хан Губайдулла отказался от признания за ним со стороны Поднебесной указанного титула. Темой настоящей работы является установление правомерности и юридической действительности вышеназванных действий Губайдуллы Уалиханова с позиции трех правовых систем: Российской империи, Цинской империи и Казахстана. Актуальность и новизна настоящего исследования связаны с тем, что данный вопрос не был рассмотрен с юридической точки зрения.
В книге
В монографии исследуются актуальные проблемы перспектив региональной интеграции в АТР с участием России и Китая. На основе обобщения опыта сотрудничества РФ, КНР и азиатских государств предлагаются новые теоретические положения, дополняющие традиционную теорию интеграции и указывающие на многовариантность интеграционных процессов в регионе. Автор представляет новую интерпретацию модели сотрудничества и интеграции России и Китая. Её концептуальный смысл дополняется интеграционной составляющей систем нового типа (ШОС, БРИК) и разных форм многостороннего сотрудничества.
Работа представляет интерес для специалистов в области политологии, мировой политики и международных отношений, а также для широкой аудитории.
Рассматривается история понятия "Права человека", а также его понимание в разных контекстах, в том числе субъективном и объективном. Кроме того, автор задается следующими вопросами: Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально-культурная специфика в их понимании?Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существуетнационально-культурная специфика в их понимании? Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарных/тоталитарных режимов?
Третий том "Архива еврейской истории" включает разделы "Воспоминания", "Исследования", "Документы", "Обзоры". Авторы и публикаторы - ученые из России, Израиля, Литвы, Украины. Раздел "Воспоминания" в этом томе посвящен видному писателю, этнографу, организатору экспедиций по сбору еврейского культурного наследия С.А.Анскому. Впервые на русском языке публикуются фрагмент рукописи Анского "Разрушение Галиции", составленной на основании собственных впечатлений писателя от событий 1914-1917 годов в зоне военных действий в Галиции и на Буковине, а также полный текст воспоминаний об Анском В.М.Чернова - одного из лидеров партии социалистов-революционеров.
В том включены исследования, посвященные политике Российской империи в "еврейском вопросе", истории религиозной жизни еврейских общин конца XIX - начала XX века. В книгу вошли также публикации архивных материалов, касающихся деятельности общественных раввинов в провинции и столицах, документы по истории сионистского движения и Бунда. Публикация записок Г.Аронсона - секретаря общества ремесленного труда - приурочена к 125-летию этого общества (2005). Впервые публикуются документы из архивов Франции и Израиля, свидетельствующие об участии одного из лидеров сионистского движения В.Е.Жаботинского в русских эмигрантских масонских ложах.
Исследование главного экономического противоречия жизни крестьян Российской Империи второй пол. XIX – начала XX вв и его социальных последствий; выполнено в конфликтологической парадигме методом «мягкого» (содержательного) анализа текстов в логике предлагаемой автором системы факторов протестного поведения.
Попытка ответить на вопрос: почему раскрепощение крестьян привело не к становлению эффективного аграрного сектора, а к мощному протестному движению. Этот вопрос хотя и принадлежит эпохе, отделённой от нас столетием, но, на взгляд автора, достаточно современен. Он перекликается с вопросом: почему разгосударствление экономики породило не «эффективного собственника» в промышленном и аграрном секторах, а глубокие социальные потрясения.
В центре внимания исследования находятся исторические фигуры, чьи мысли и поступки сегодня крайне популярны: С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.
Статья основана на результатах социологического исследования трудовых мигрантов из Центральной Азии в Москве и Московском регионе. Одним из ключевых вопросов исследования являлась оценка степени адаптированности мигрантов к жизни в столице. Этот вопрос в статье рассматривается как с точки зрения экспертов по проблемам трудовой миграции, так и самих трудовых мигрантов.
Второй том "Архива еврейской истории" включает разделы "Воспоминания. Дневники", "Исследования", "Документы". Авторы и публикаторы - ученые из России, Израиля, США и Литвы. Хронологический охват публикуемых материалов и исследований - от Древней Руси до Второй мировой войны. Значительное место в сборнике занимает военная тема, печатаются военные дневники журналиста Л.К.Бронтмана, исследования об уничтожении нацистами советских военнопленных-евреев, о восприятии славянами евреев в годы войны; публикуется материал о депортациях еврейского населения в период Первой мировой войны.
В сборник включены также блок "семейных" воспоминаний, материалы по истории литературы и искусства и др. Публикуемые материалы извлечены из различных архивохранилищ Петербурга (Российский государственный исторический архив и Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга), Иерусалима (Центральный архив истории еврейского народа и Центральный сионистский архив), Вильнюса (Государственный исторический архив Литвы), а также личных архивов.
Данная статья посвящена изучению административной культуры «ученого сословия» Российской империи первой трети XIX века. Анализ делопроизводственной документации присутственных мест университета позволяет выявить степень включенности профессоров и адъюнктов в бюрократическую иерархию империи. Статья написана на основе документов, извлеченных из архива Министерства народного просвещения (в Российском государственном историческом архиве), а также из сохранившихся архивов Казанского (в Национальном архиве Республики Татарстан) и Московского (в Центральном историческом архиве г. Москвы) университетов.
Статья посвящена преступлениям против религии в уголовном законодательстве Российской империи на рубеже XIX-XX вв. В начале XX в. после проведения вероисповедных реформ населению в большей мере была предоставлена религиозная свобода. При разработке Уголовного уложения 1903 г. система религиозных преступлений оказалась под влиянием достижений европейской уголовно-правовой науки, а также объективных процессов социально-экономического развития России. В результате произошёл отказ законодателя от канонической концепции в понимании объекта религиозных деяний, что позволило значительно сократить перечень составов религиозных преступлений.
В статье речь идет об особом способе урегулирования споров — мировом ряде, существовавшем в Новгородской республики в XI–XV веков. Мировой ряд был отдельной процедурой разрешения споров, отличной от третейского суда, переговоров и посредничества. Мировое соглашение между сторонами, достигнутое в результате мирового ряда, имело обязательную силу и не могло быть пересмотрено в судебном порядке. Исторические документы свидетельствуют, что эта процедура применялась, как правило, среди купцов и была важной частью русской национальной культуры мирного урегулирования споров.
This article is devoted to the Digest of the Laws of the Russian Empire – an embodiment of the operative legal system in late imperial Russia. Even though the Digest contained the law in force, and thus should be studied as a crucial source on Russian (legal) history, its meaning has been often overlooked. The reason for that is a remarkable difference between the original texts of laws adopted by the legislator, and their published form in the Digest. This difference came from the necessary editing procedures when every new piece of legislation was included in the existing system of the Digest. This strange feature of legal procedure when two different versions of a particular law – the original one and the one codified in the Digest – both remained in force should be considered as a part of official autocratic legality in late imperial Russia. Even though it may seem inefficient and irrational, the practice of obligatory codification of laws in the Digest existed for a rather long time – from 1835 until 1917. My research aims to find possible explanations for the Digest’s prolonged existence in the context of political and legal culture of late imperial Russia. What did Russian ‘official legality’ actually mean on the levels of theory and action?
В 1760-е годы в Российской империи произошло значительное смягчение системы наказания для несовершеннолетних преступников. Изучение делопроизводственной документации ряда судебно-следственных и центральных учреждений России второй половины 1750 – начала 1760-х годов позволяет констатировать, что в указанный период отсутствовала как четкая
возрастная граница наступления совершеннолетия, так и ясные законодательные принципы регулирования уголовной ответственности малолетних правонарушителей. В середине 1760-х годов впервые в русском праве была обозначена возрастная планка наступления полной уголовной ответственности (17 лет) и определена система санкций для несовершеннолетних преступников. Как представляется, изымая несовершеннолетних от общеуголовных санкций, государство через судебно-следственные органы «открывало» детство, внедряя в общественное сознание представление о нем как об особом, отличном от взрослого, периоде жизни.