• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Является ли сознание единственной сферой смыслообразования: размышления С.Л. Франка и позднего Э. Гуссерля

С. 142-148.

В статье рассматривается вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. В поздний период своего творчества Э. Гуссерль сталкивается с невозможностью объяснить на имманентной сознанию основе появление первичных гилетических конфигураций, определяющих существование единого абсолютного потока сознания (единства первичных впечатлений, ретенций и протенций). Открытие Гуссерлем того, что глубинные формы связывания обусловлены рецепцией базисных связей, не являющихся результатом работы сознания, позволяет сопоставить его идеи с идеями С.Л. Франка. Русский философ утверждает, что почва, на которой возникают «трансцендентные объекты», есть не сознание, а «конкретно-сверхвременное всеединство» – абсолютное бытие, возвышающееся над противоположностью между имманентным сознанию и трансцендентным; вне отношения к всеединству сознание было бы невозможно.

Как показывает автор, признание зависимости сознания от иного, к которому приходят оба философа, несмотря на различие их подходов к исследованию сознания, открывает возможность решения при помощи трансцендентально-феноменологического метода проблемы структурообразующих оснований сознательного опыта.